Успешный банковский служащий, экономист, на четвертом десятке жизни бросает работу и устремляется фотографом в разные концы света.... Но не за красотами и чудесами (времена Геродота, восхищавшегося нубийцами, миновали)! А за бедой. Бедой человеческой. Бедой целых стран, народов, племен, семей, детей, их матерей и отцов и того ребенка, что вы увидите на последнем фото.
Куда он влез? Что этот бразилец из себя возомнил? Бегать за людьми, с которыми случилась катастрофа. Он будто сошел с ума.
«Я не хочу, чтобы на мои фотографии смотрели как на произведения искусства». (Сальгадо)
Поэтому изображение на фотографиях Себастьяно Сальгадо монохромное и скорбящее.
1. Добыча золота в Серра Пелада, грандиозном руднике Бразилии
Это не съемки антиутопии и не кадры фильмов о рабстве. На фото шахта с десятками тысяч мучеников, добровольно совершающих до 60 ходок в день, вверх и вниз по скользкому утесу, с мешками, весом от 30 до 60 кг на плечах. 1 ходка - 60 центов.
Сальгадо провел там несколько недель, и все это время он не мог поверить в увиденное. В этом котловане смешались алчность и борьба за кусок хлеба, подавление и спасение ближнего, человеческое и античеловеческое...
Напрашивается сравнение с адом Иеронима Босха.
2.Добыча нефти в Кувейте
Природа уничтожена. Земля пропитана нефтью, а воздух - гарью.
"Я думал о том, что все должны знать, что там происходит. Никто не имеет права ограждать себя от трагедий своего времени, потому что мы все ответственны в определенной степени за то, что происходит в обществе, которое мы выбрали для жизни". (Сальгадо)
3. Жизнь племен Африки
Они живут будто во сне, эти люди. В жару и в пыль они как призраки уходят и как призраки приходят. Африканские скотоводы бездомны или можно сказать : их дом небо и земля.
Строки Арсения Тарковского посвящены им тоже.
И ты на чьем-нибудь пороге
Найдешь когда-нибудь приют,
Пока быки бредут, как боги,
Боками трутся на дороге
И жвачку времени жуют. (А.Тарковский)
4. Гражданская войны в Руанде
Геноцид народа тутси . Массовое бегство и массовая гибель ни в чем не повинных людей. Сальгадо будет крайне осторожно говорить о том, что он увидел на обочинах дорог и в лесах, где прятались выжившие после расстрелов, голода и инфекций. Он будет знать, что никогда не избавится от тех ужасов, преследующих его как мифические Эринии. Он будет знать, что слишком много уже рассказал в своих фотографиях. Его даже обвинят в эстетизации социальных бедствий.
Мне интересно было, как изгнания народов отражены в живописи, - нашел нечто похожее у Йорданса, хотя заметно, представления об изгнаниях и близко не тянут на правду.
5. Жуткие портреты беженцев
Слепая беженка. Можно подумать - ей повезло не видеть чудовищность происходящего. А как же сердце? Оно -то видит лучше чем глаза. Об этом фотография.
Изгнание и расстрелы. Древнеегипетская цивилизация оставила после себя пирамиды и рисунки на гробницах. Современная цивилизация скорее оставит километры свалок своих технических достижений и захоронения, произведенные с помощью бульдозеров, как в Руанде.
Он рисковал жизнью, проходя на зараженные территории и общаясь с инфицированными людьми. Он шел за своими героями по джунглям, болотам и бездорожью.
Он шел за ними под палящим солнцем Кувейта.
Он шел за ними, когда у них не было дома, еды, воды, надежды и малейших шансов выжить ...
То, что он увидел, - он не смог объяснить словами. Слова бессильны. Он не мог понять, почему человек так уродует этот мир.
"Человек - это чудовище, - скажет Сальгадо. - Человек не достоин жить на Земле. Ибо его поступки немыслимы и необъяснимы".
И сколько об этом не кричи - никто не слышит.
И Сальгадо прекратил свои поездки в "горячие точки". Он стал фотографировать природу, а потом "лечить" и создавать природу.
"В конце любого концепта стоит справедливость". (Сальгадо)
Когда много людей - тревожно. Когда много животных - спокойно. И думаешь о вечном.
Он вернулся на те бразильские холмы, на которых когда-то прошло его детство. Родина не всегда встречает своих героев приветливо. Его ждали вырубленные леса и высушенная земля. 2,5 миллиона деревьев он посадил, вырастил и подарил своей Бразилии в виде парка. Он вынянчил эти ростки как детей. После ада, в который он нырял всякий раз в африканских и ближневосточных поездках, он создал на Земле рай. Большинство деревьев сначала погибнет. Зато теперь в его парке шелестит листва, журчат сотни источников воды, живут сотни видов животных и птиц, и наслаждаются жизнью люди.
"Я сделал открытие, что меня всю жизнь обманывали, говоря, что мы являемся единственным разумным видом. А ведь все виды разумны по-своему". (Сальгадо)
В фильме Вима Вендерса "Соль Земли" он рассказал маленькую историю. Отправляясь в одно племя, его предупредили ничего им не давать, а они попросили у него нож. Он не смог нарушить правила. И тогда один из аборигенов предложил ему: "Когда взлетите - бросьте нож из самолета. Я его найду". Пожалуй, это лучшая метафора о том, что мы выживем, несмотря ни на что.
...Он все рассказал этому миру, миру только надо его услышать . Не увидеть, а именно услышать.