Найти тему

История создания альбома Wish You Were Here группы Pink Floyd


Wish You Were Here - девятая пластинка Pink Floyd, она записывалась на Эбби-Роуд с января по июль 1975 года. Хотя сам процесс студийной работы не был очень долгим, путь к этому альбому занял у группы гораздо больше времени.

Первое, что можно услышать на альбоме - звук пальца по краю винного бокала, взятый из студийных сессий к альбому Meddle, он был записан еще 5-го января 1971 года.

Весной 1974 года музыканты собрались в Лондоне на репетиции, в их репертуаре уже были совсем свежие "Shine On" и "Raving And Drooling".

Летом 1974 года Pink Floyd отправились с живыми выступлениями по Франции, где эти композиции впервые были сыграны для публики, причем группа начинала концерты именно с нового материала, "Shine On" и "Raving And Drooling", играя The Dark Side Of The Moon во второй части. В "Shine On", ставшей посвящением бывшему участнику команды Сиду Барретту, музыканты вставляли короткие фрагменты его песен - "Bike", "The Gnome", "Scarecrow", "Arnold Layne". Примечательный факт об этом туре - он стал первым, когда стал использоваться легендарный круглый экран размером 12 метров 20 сантиметров (40 футов) на заднике сцене, на который проецировались специальные фильмы и анимация, подготовленные Ианом Имсом, продолжившим позднее работать не только с Pink Floyd, но с Роджером Уотерсом в сценическом дизайне.

В ноябре-декабре 1974 года группа отправляется в тур по Великобритании, его расписание совпадало с календарем футбольного чемпионата, чтобы днем группа могла спокойно смотреть матчи, а вечером играть концерты. На них в репертуаре группы появилась и третья новая песня - "Gotta Be Crazy". В это же самое время "Shine On" приобрела свое полное имя - "Shine On You Crazy Diamond".

Концертная версия 1974 года

13 января 1975 года группа начинает "трудиться" над пластинкой в студии 3 на улице Эбби-Роуд, к тому моменту в ней было установлено новое оборудование. В первой части сессий запись проходила обычно с понедельника по четверг, музыканты, как правило, работали с 14:30 и часто почти до самой ночи.

Алану Парсонсу, работавшему с группой на The Dark Side Of The Moon, было предложено 10 000 фунтов в год (с учетом инфляции и текущего курса сейчас это более 7,3 миллиона рублей) за место постоянного звукорежиссера группы, но он кроме зарплаты запросил и роялти с продаж альбома, на что менеджер группы Стив О’Рурк ответил отказом. После чего выбор пал на Брайна Хамфриса, он занимался звуком на концертах группы в 1974 году, а также принимал участие в записи диска More в Pye Studios, для него новая студия создаст определенные проблемы. Ради Pink Floyd студия даже согласилась на то, что в ней будет работать не ее сотрудник. Первые несколько дней сессий звукорежиссером был, правда, Джон Леки, один из сотрудников студии, позже он станет продюсером, среди его работ, такие альбомы как: одноименный The Stone Roses (1989), Radiohead - The Bends (1995) и Muse - Origin of Symmetry (2001), очень качественные альбомы современных групп.

Работа над альбомом в студии 3 на Эбби-роуд
Работа над альбомом в студии 3 на Эбби-роуд

Основной темой альбома стала концепция Роджера Уотерса об эмоциональном отсутствии - находиться где-то, но не быть там. В этот раз все слова к песням принадлежали басисту.

Работа над новым диском далась музыкантам с очень большим трудом. Как вспоминал Роджер Уотерс: "Я убежден, что во время записи Wish You Were Here большинство из нас точно хотели ли бы находиться не там, а быть в другом месте. Я не чувствовал себя счастливым, пребывая в студии, из-за ощущения, что мы не вместе". Ник Мейсон говорил об этом ситуации: "Пунктуальность была проблемой. Если двое из нас приходили вовремя, а другие задерживались, то мы могли довести друг друга до бешенства. А на следующий день роли могли поменяться - все были в чем-то виноваты". Но нельзя и сказать, что музыканты трудились в поте лица, как вспоминал Брайн Хамфрис: "Были дни, когда мы ничего не делали. Я не думаю, что они знали, чем хотели заниматься".

3 марта 1975 года случилось то, что повлияло не только на Wish You Were Here, но и на следующий альбом коллектива, Animals. Роджер Уотерс решил не включать на альбом песни "Gotta Be Crazy" и "Raving And Drooling" (тут надо заметить, что их запись еще даже не началась), однако Дэвид Гилмор не был согласен, он видел их обе на новом диске группы, но Уотерса поддержали Райт и Мейсон, поэтому гитаристу пришлось смириться с коллективным решением. Первая версия альбома должна была включать "Shine On You Crazy Diamond" на первой стороне пластинки, а "Gotta Be Crazy" и "Raving And Drooling" - на оборотной.

Пластинку открывает "Shine On You Crazy Diamond" (parts 1-5) ("Сияй же, безумный бриллиант" (части 1-5)) - хотя группа исполняла "живьем" эту композицию целиком, без деления на части, на диске же она разделена на две половины.
Как уже говорилось, этот трек посвящается Сиду Барретту, которого музыканты уволили из его же группы, с тех пор они чувствовали вину за свои действия, хотя и понимали, необходимость такого, во многом очень жесткого, решения для самого коллектива. Интересно, что "Shine On You Crazy Diamond" стала последней композицией команды с Уотерсом в составе, где авторами были сразу три музыканта - кроме басиста, также Рик Райт и Дэвид Гилмор.

По одной из версий, звукорежиссер Хамфрис, который тогда еще не освоился с новой техникой Эбби-Роуд, испортил эффектом эхо одну из версий "Shine On You Crazy Diamond", над которой долго работали музыканты, после чего ее пришлось перезаписывать. Также во время работы над многоканальным вариантом альбома для современных переизданий обнаружилось, что не хватает парии фортепьяно из третьей части композиции - специально для этого микса она была перезаписана самим Ричардом Райтом.

Что интересно, текст "Shine On You Crazy Diamond" образца 1974 года, практически не изменился по сравнению с финальной версией, вышедшей на альбоме на следующий год. Текст был написан под влиянием того, какие статьи выходили о Барретте в английской музыкальной прессе того времени, Уотерс был очень раздосадован их содержанием, говоря, что ни разу не видел осмысленного материала о нем. По словам басиста, он много раз переписывал слова "Shine On You Crazy Diamond", чтобы описать именно те чувства, что он испытывал. В песне, хотя и аллегорично, но честно говорится о судьбе Барретта, например:

"Remember when you were young, you shone like the sun

Shine on you crazy diamond

Now there's a look in your eyes, like black holes in the sky

Shine on you crazy diamond

You were caught on the crossfire of childhood and stardom"

"Помнишь, ты сиял подобно солнцу, когда был молод

Сияй же, безумный бриллиант

Сейчас твой взгляд словно черная дыра

Сияй же, безумный бриллиант

В перекрестный огонь детства и славы попал ты".

С самого начала песни становится понятно, что в молодости он был яркой личностью, но сейчас его психологическое состояние настолько ухудшилось, что он уже не воспринимает реальность, а произошло это, когда он был слишком наивным, но уже стал звездой.

Считается, что 5 июня 1975 года Сид Барретт зашел в студию к группе в момент записи вокала для "Shine On You Crazy Diamond", но в действительности, что подтверждается сессионной документацией, в тот четверг окончательно сводился сам диск Wish You Were Here, но присутствие Барретта никто не отрицал. Сначала музыканта не могли узнать, думая, что он кто-то из обслуживающего персонала, настолько его вид отличался от прежнего.

Сид Барретт в 1975 году
Сид Барретт в 1975 году

Партию саксофона на "Shine On You Crazy Diamond" исполнил Дик Парри, он был другом Дэвида Гилмора, с которым в 60-е играл в одной группе, Joker's Wild, а потом участвовал в записи The Dark Side Of The Moon. Бэк-вокал в песне принадлежит Венетте Филдс и Карлине Уильямс. Среди пластинок с участием Филдс: диск Exile on Main St. группы The Rolling Stones.

"Welcome To The Machine" ("Добро пожаловать в машину") или,  как звучало ее рабочее название, "The Machine Song" стала второй по счету песней, над которой работа началась во время сессий Wish You Were Here. Ее текст основан на личном опыте Уотерса, о том, что все мечтают об успехе, но не обращают внимания на реальность. "Welcome To The Machine" стала выражением недовольства Вотерсом музыкальной индустрией, эту тему можно считать второй по значимости на пластинке.

"Have A Cigar" ("Угощайся сигарой") - еще один трек, в которой Уотерс открыто критикует шоу-бизнес, жадность и двуличие людей, которые им управляют. Снова текст был основан на личном опыте:

"The band is just fantastic, that is really what I think,

Oh, by the way, which one's Pink?"

"Команда просто огонь, я так действительно считаю,

И, кстати, кто из вас Пинк?"

В этих строчках описывает реальный случай, который произошел с группой.

Это может быть случайностью, но Брайан Моррисон, концертный агент и владелец компании Lupus Music, который занималась авторскими правами группы и Сида Барретта, описывается как человек, который всегда курил сигары.

При записи этой песни группа столкнулась с проблемой - Гилмор не чувствовал себя комфортно, исполняя слова Уотерса, а сам басист не мог спеть ее "правильно", и после 55 дублей было решено пригласить Ройя Харпера, британского музыканта, который записывал свой диск HQ в одно время с Pink Floyd на Эбби-Роуд. Харпер справился с этой задачей с первой попытки! Это произошло 9-го мая 1975 года. За свое участие он попросил пожизненный билет на стадион для крикета, но так его и не получил, через десять лет Харпер попросил 10 000 фунтов (с учетом инфляции сейчас это была бы сумма около семи миллионов рублей), но так и не получил обратного ответа.

Рой Харпер и группа в студии
Рой Харпер и группа в студии

"Have A Cigar" стала второй песней с пластинки, исполненной группой в коротком турне по Северной Америке в апреле 1975 года, он разделил сессии Wish You Were Here на две части. Сам тур стал невероятно успешным, 67 000 билетов на четыре концерта с Лос-Анжелесе были проданы всего за один день, группе пришлось даже добавить пятое шоу, чтобы хоть как-то удовлетворить спрос на билеты. Кстати, изначально американский лейбл группы, Columbia, планировал выпустить альбом уже в апреле 1975 года, и этот тур должен был поддержать его выход.

Песня "Wish You Were Here" - совместное творение Уотерса и Гилмора, оба автора считают ее одной из лучших у Pink Floyd. По признанию Уотерса, основная тема песни - жить свою жизнь и освободить себя, чтобы по-настоящему ее почувствовать. Гилмор, в свою очередь, говорил, что каждый раз, когда исполняет эту песню, то вспоминает Сида Баррета.

"Have A Cigar" с помощью эффекта настройки радио "соединена" с "Wish You Were Here", в одном из фрагментов можно услышать кусочек Симфонии № 4 Петра Ильича Чайковского.

В один из дней записи "Wish You Were Here" Гилмор узнал, что в другой студии в этом же здании записываются два известных скрипача, Иегуди Менухин и Стефан Граппелли, и предложил обоим сыграть в ней. Согласился только последний - и хотя на оригинальном альбоме его партии по сути дела не слышно и на пластинке его фамилия не фигурировала, он в итоге получил 300 фунтов (порядка 219 000 рублей по текущему курсу).

В процессе записи "Wish You Were Here" также проходила под названиями "Untitled (An Afternoon At Home With The Duke Of Roydon)" и "Squire Of Royden". Ройдон - деревня в английском Эссексе, тогдашнее место жительства Дэвида Гилмора. .

Версия "Wish You Were Here" с участием Стефана Граппелли

Закрывает альбома "Shine On You Crazy Diamond (Parts 6–9) "("Сияй же, безумный бриллиант" (части 6-9)), особенно интересна в ней последняя, девятая, часть. Как посвящение Сиду Барретту, в самом ее конце можно услышать мелодию написанной им "See Emily Play". Как сказал Дэвид Гилмор, эта часть стала музыкальным прощением с Сидом. Чуть раньше, в словах седьмой части, поется:

"Nobody knows where you are

How near or how far".

"Никто не знает, где ты

Как близко или как далеко".

Это можно рассматривать как заявление того, что группа полностью потеряла связь с Барретом.

Девятая часть песни была записана только в конце мая, гораздо позже, чем основная ее часть.

Фотосессия для обложки
Фотосессия для обложки

Оформление пластинки было, традиционно для Pink Floyd, разработано дизайнерами из Hipgnosis. Как рассказывал Сторм Торгерсон, после долгих дискуссий они пришли к выводу, что основной темой должно быть "отсутствие" и предложили запечатать пластинку не в прозрачный пластик, а в черный, через который не будет видно обложку, что намекало на то, что она "отсутствует". До этого свою обложку к альбому Country Life закрыли Roxy Music, но пленкой зеленого цвета и из соображений морали.

Сделанная в калифорнийском студийном комплексе кинокомпании Warner Brothers фотография Обри "По" Пауэлла стала основой обложки - на ней два бизнесмена пожимают друг другу руки.

Фотосессия для обложки
Фотосессия для обложки

Как постоянно случалось на съемках обложек для Pink Floyd, фотосессия не прошла без проблем. В ней приняли участие каскадеры Ронни Ронделл и Дэнни Роджерс ("горящий" был одет в защитный костюм, а голову защищал специальный колпак, спрятанный под париком). Но ветер подул с другой стороны и пламя спалило усы каскадера, попав ему в лицо. После этого инцидента "модели" поменялись местами, а фото на обложке просто "отзеркалили".

Дизайнером логотипа с рукопожатием роботов или механических рук, использовавшимся в оформлении пластинки, стал Джордж Харди, среди его работ первая пластинка Led Zeppelin 1969 года и пинкфлойдовский же The Dark Side Of The Moon. Лого по своей концепции пересекалось с "Welcome to the Machine" and "Have a Cigar", в контексте их текстов его можно интерпретировать как "пустой жест".

На заднюю сторону конверту поместили фото "невидимого" (у него "отсутствуют" запястья и щиколотки) коммивояжера, так, наверное, будет правильнее перевести слово "salesman", описывающее этого "героя" оформления, фото было сделано в калифорнийской пустыне Юма все тем же Обри "По" Пауэллом. На лейбле прозрачной пластинки, которую он держит, можно увидеть логотип с рукопожатием. На чемодане можно заметить наклейки, повторяющие дизайн вложений в конверт The Dark Side Of The Moon, сделанных теми же самыми дизайнерами из Hipgnosis.

Концепцию "отсутствия" продолжили два других фото на внутреннем конверте - ныряльщик с "отсутствующими" брызгами и "отсутствующая" модель за красным платком.

Wish You Were Here, вышедший 12-го сентября в Великобритании и 13-го в США, стал лидером чартов в обеих странах, что до этого Pink Floyd еще не удавалось сделать. Альбом стал самым успешным для группы почти на 20 лет, пока не вышли The Division Bell и Pulse, занявшие первые места в еще большем числе государств.

Также надо заметить, что квадрафонические миксы были сделаны в сентябре-октябре 1975 года, уже после выхода самого альбома.

Больше о музыке с Wish You Were Here можно узнать из второй части материала о неизданных записях Pink Floyd (ссылка ниже).

Другие интересные публикации группе:
Какие альбомы не позволили занять первое место в Великобритании в AnimalsThe Dark Side Of The Moon, The Wall

Неизданные записи Pink Floyd - Первая часть, Вторая

The Dark Side Of The Moon: история создания альбома Pink Floyd - №1, №2, №3 История создания альбома Animals группы Pink Floyd