Найти в Дзене
Navygaming Channel

Пролив Суригао - "флетчеры" в последнем бою линейных кораблей

Накануне и в годы Второй мировой войны американская промышленность активно пополняла флот США кораблями всех классов, причем в больших количествах. Но самой многочисленной серией стала постройка эскадренных миноносцев типа "Флетчер". Поэтому не удивительно, что к 1944 году, когда большинство из 175 заказанных кораблей вступили в строй, то практически ни одна крупная операция американского флота в Тихом океане не обходилась без этих эсминцев. За время боевых действий "флетчеры" очень ярко проявили себя и свои возможности, доказав правильность реализованных в них технических решений.

И самым большим успехом для американских эсминцев этого типа стал бой в проливе Суригао, где соединение вице адмирала Нисимуры (2 линкора, тяжелый крейсер, 4 эсминца) встретилось с кораблями оперативной группы TG 77.2 контр-адмирала Олдендорфа. Весь трагизм ситуации заключался в том, что американский адмирал ждал подхода японской эскадры, и заблаговременно развернул свои силы (6 линкоров, 8 крейсеров, 26 эсминцев и 30 торпедных катеров), перегородив выход из пролива. Этот бой считается одним из последних боев, в котором встретились линкоры, однако более верным его можно назвать боем эсминцев против линкоров, так как именно американские «флетчеры» сыграли в нем главную роль.

Эсминец "Реми" атаковал противника в проливе Суригао одним из первых
Эсминец "Реми" атаковал противника в проливе Суригао одним из первых

На правом фланге (у берега Лейте) находились эсминцы 24-й эскадры капитана 1 ранга К.М.МакМанеса (DD-476 «Хатчинс», DD-470 «Бейч», DD-519 «Дейли», DD-471 «Бил», DD-593 «Киллен», с ними действовал еще и австралийский эсминец).

В центре разместились 3 эсминца 56-й эскадры капитана 1 ранга Р.Н.Смута (DD -586 «Ньюкомб», DD-664 «Ричард П.Лири», DD-649 «Альберт У.Грант»); 6 эсминцев 112-го дивизиона капитана 2 ранга Т.Ф.Конли (DD-562 «Робинсон», DD-480 «Халфорд», DD-665 «Брайан», DD-663 «Хейвуд Л.Эдвардс», DD-481 «Лейтце», DD-662 «Беннион»). Южнее вдоль пролива были поставлены 3 эсминца 54-й эскадры капитана 2 ранга Дж.Г.Кауарда (DD-688 «Реми», DD-680 «Мелвин», DD-678 «МакГован») и 2 эсминца 108-го дивизиона капитана 2 ранга Р.Г.Филлипса (DD-677 «МакДермот», DD-798 «Монссен»).

Недалеко от ЛК находился тыловой дивизион ЭМ – DD-569 «Олик», DD-508 «Кони» и DD-643 «Сигурни». Кроме того у берега Лейте находилось еще три эсминца («Клейтон», «Торн», «Уэллес» типа «Бристоль»).

Первыми нанесли удар эсминцы 54-й эскадры капитана 1 ранга Кауарда, которые выпустили в общей сложности 27 торпед (от трех ЭМ). Японцы открыли огонь, американские эсминцы ушли без потерь. За первой атакой последовала вторая. Два «флетчера» («МакДермот» и «Монссен») через 8 минут после атаки эсминцев Кауарда вышли в атаку и произвели пуск еще 20 торпед, использовав весь свой потенциал. И как пишет Т.Роско: «…снова японские залпы только взбили воду недалеко от удирающих американских эсминцев».

Эсминец "МакДермот" претендует на одно торпедное попадание в японский линкор
Эсминец "МакДермот" претендует на одно торпедное попадание в японский линкор

В итоге этих двух атак соединение Нисимуры получило смертельные удары: линкор «Фусо» был торпедирован дважды и примерно через час затонул; эсминец «Ямагумо» взорвался и затонул, был поврежден эсминец «Митисио» и линкор «Ямаширо». Пользуясь удобным случаем и тем что японцы продолжили движение вперед – в атаку вышли пять ЭМ МакМанеса, которым удалось всадить 4 торпеды и множество 127-мм снарядов в поврежденный «Ямаширо», а также добили ЭМ «Митисио».

В ночном бою сложно было определить, чья конкретно торпеда попала в цель, но по имеющимся данным, которые косвенно подтверждают японцы, линкор «Ямаширо» получил торпеды от эсминца DD-593 «Киллен». Как пишет Т.Роско: «… командир «Киллен» капитан 2 ранга Г.Г.Гори опознал цель и быстро приказал установить глубину торпед 22 фута. …. «Ямаширо» получил попадания торпед, шедших на большой глубине. Они перебили линкору киль и оторвали корму. Это могло быть следствием перестановки глубины хода, которую приказал сделать Гори».

Именно эсминец "Киллен" считают "флетчером", который потопил "Ямаширо"
Именно эсминец "Киллен" считают "флетчером", который потопил "Ямаширо"

От японского соединения остались только КР «Могами» и два ЭМ, которые сделали попытку двигаться вперед, но на этот раз они попали под огонь и торпеды 56-й эскадры капитана 1 ранга Смута. Первыми атаковали противника шесть эсминцев 112-го дивизиона, которые выпустили свои торпеды и отошли без потерь, а вот последовавшими за ними трем эсминцам Смута («Ньюкомб», «Р.П.Лири» и «А.У.Грант») повезло меньше.

В это время ситуация в проливе была неясной: дым затянул весь пролив, разрывы снарядов, взрывы, вспышки орудий, радары показывают множество отметок. К этому моменту артиллерийский огонь обе стороны, и к орудиям эсминцам добавились залпы орудий КР и ЛК. В таких условиях три американских ЭМ вырвались на центр пролива, по вспышкам выстрелов определили предполагаемое местонахождение японских кораблей и выпустили свои торпеды. Считается, что именно этот залп уничтожил японский ЭМ «Асугумо» и заставил два оставшихся японских корабля развернуться на путь отхода.

Эсминцу "Ньюкомб" в проливе Суригао повезло, видимо судьба его "берегла" для Окинавы
Эсминцу "Ньюкомб" в проливе Суригао повезло, видимо судьба его "берегла" для Окинавы

Казалось что все кончено, и бой завершен, но ситуация была крайне запутанной и опасной. Три американских ЭМ находились под японским огнем в центре пролива, и им нужно было срочно покинуть опасное место, причем так, чтобы снизить вероятность поражения, и при этом не попасть под артиллерийский огонь собственных ЛК. В таких условиях эсминцы, под градом японских и американских снарядов повернули на север, но только двум из них удалось полностью выполнить этот маневр – «Альберт У.Грант» получил попадание прежде чем успел повернуть. За первым попаданием последовали следующие – получив семь японских 120-мм снарядов и 11 американских бронебойных (по данным Т.Роско), «Грант» превратился в пылающую развалину.

Согласно боевого дневника корабля: «… 04.08. Новые снаряды накрыли корабль. Попадание в носовую часть по ватерлинии затопило носовые кладовые и кубрик. Попадание в 40-мм автомат № 1 взорвало боеприпасы и вызвало пожар. Попадание в кран-балку правого борта, взрывом убит корабельный врач лейтенант Ч.Э.Метью, 5 радистов и почти вся аварийная партия. Попадания в переднюю трубу, попадание в моторный вельбот правого борта, попадание и слабый взрыв в камбузе. Попадание в буфетную, попадание в кормовой кубрик, попадание в носовое машинное отделение. Освещение погасло, отказала телефонная связь, вышли из строя радар и радиостанция. Рулевое управление перенесено на кормовой пост».

Схема повреждений эсминца "Альберт У.Грант"
Схема повреждений эсминца "Альберт У.Грант"

Возможно любой другой ЭМ был бы уже уничтожен, но этот случай доказал, что эсминец типа «Флетчер» был довольно крепким кораблем. Эсминец «Альберт У.Грант» беспомощно дрейфовал в проливе, охваченный огнем и держался на плаву только благодаря своему экипажу, который героически боролся за жизнь корабля. «Гранту» и его экипажу повезло – американские ЛК и КР прекратили огонь, а вскоре к нему подошли два его напарника, которым удалось вырваться из огненного мешка. В итоге ЭМ «Грант» отбуксировали в безопасное место и позже восстановили. Интересно, что эсминец «Альберт У.Грант» стал единственным американским кораблей, который получил повреждения в бою проливе Суригао, но, несмотря на это, на слом он был сдан только в 1971 году!

Отремонтированный "Альберт У.Грант" в феврале 1945 года
Отремонтированный "Альберт У.Грант" в феврале 1945 года

Таким образом, по сути, американские "флетчеры" "отобрали" законный трофей и линкоров Ольдендорфа и лишили японские линкоры последней возможности в артиллерийском бою доказать на что они способны. Формально, два японских супердредноута принадлежали примерно к тому же периоду, что и американские линкоры. Хотя конечно, с учетом подавляющего преимущества "американцев" иного финала нельзя было и представить.

Что же касается "флетчеров", то вскоре им довелось отличиться у острова Самар, а вперили их ждали Сайпан, Иводзима, Окинава.