Стать подтвержденным пациентом COVID-19 в Южной Корее означает отказ от автономии в отношении ваших личных данных.
После того, как вам поставили диагноз, местные должностные лица имеют право просматривать ваш мобильный телефон, историю кредитных карт и записи последних посещений с помощью камеры видеонаблюдения в процессе, известном как отслеживание контактов.
По словам представителей здравоохранения, скорость имеет важное значение при отслеживании контактов с инфицированными людьми. Цель состоит в том, чтобы как можно быстрее обследовать и изолировать тех, кто подвержен коронавирусам, прежде чем они заразят других людей.
Теперь Правительство Южной Кореи стремится ускорить эти шаги еще больше, приняв систему отслеживания на основе QR-кода.
Начиная со среды, люди, желающие посетить места, обозначенные как имеющие высокий риск заражения, такие как бары, ночные клубы и залы караоке, должны сканировать QR-коды смартфонов, сгенерированные южнокорейским IT-гигантом Naver, перед входом.
Информация, прикрепленная к QR-кодам, включает в себя полные имена, номера телефонов, время входа и продолжительность посещения. Министерство здравоохранения и социального обеспечения Южной Кореи заявляет, что никакие третьи стороны не могут получить доступ к данным, которые являются анонимными и управляются Государственной информационной службой социального обеспечения, а затем удаляются спустя четырех недель.
Идти в ногу со скоростью и масштабом пандемии
Сондон-гу, район на востоке Сеула, одним из первых в стране внедрил эту технологию. С 15 мая он использовал QR-коды в 187 местах, почти за месяц до их общенационального внедрения.
На самом деле, районная администрация разработала собственные метки NFC и QR-коды, предназначенные для сбора еще более подробной информации - например о том, были ли вы недавно в месте, где был зафиксирован случай заражения.
Представитель Администрации Сондон-гу сказал, что цифровые средства отслеживания контактов, как ожидается, уменьшит огромный объем работы для тех, кто выполняет обязанности по сдерживанию COVID-19.
«Работа, которая ранее требовала около суток для выполнения, теперь может быть закончена за полчаса», - сказал он.
Поскольку пандемия продолжается, сотрудникам службы отслеживания контактов приходится справляться с растущей нагрузкой в ущерб своему здоровью. В марте один сотрудник из Министерства здравоохранения Южной Кореи потерял сознание из-за кровоизлияния в мозг во время дежурства, а другой чиновник из города Чонджу умер в феврале после нескольких ночных смен.
Кроме того, не все охотно стремятся к тестированию и дают точную информацию во время эпидемиологических исследований. Журналы посещений QR-кода минимизируют кропотливую работу по проверке учетных записей пациентов и поощряют контактировавших с ними лиц проходить тестирование.
Правительство подчеркивает, что его обработка информации граждан опирается на правовую базу, сформированную после вспышки ближневосточного респираторного синдрома в 2015 году.
Ким Иль Дже, исполняющий обязанности председателя Комиссии по защите персональных данных при Министерстве внутренних дел Южной Кореи, заявил на онлайн-конференции Азиатско-Тихоокеанского органа по конфиденциальности, состоявшейся во вторник, что правовая основа для «обработки информации о пациентах» в Южной Корее была создана во время вспышки MERS для увеличения прозрачности.
По поводу проблем конфиденциальности он сказал, что законодательство, регулирующее, как правительство обрабатывает персональные данные в случае возникновения заразной болезни, поддерживалось «социальным консенсусом» и «общественным спросом».
На вопрос о том, насколько безопасно хранятся данные, специалист по связям с общественностью Naver сказал, что компания находится в сложном положении и рекомендовал обратиться в южнокорейское правительство по этим вопросам.
Тревожный прецедент для конфиденциальности
Но помимо эффективности, высокотехнологичная система наблюдения вызывает обеспокоенность по поводу возможных нарушений частной жизни и других прав.
Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Адханом Гебреесус заявил на брифинге в понедельник, что, хотя отслеживание контактов является важнейшим элементом ответных мер против COVID-19, использование цифровых технологий «может создавать проблемы для конфиденциальности», подчеркивая, что «нужны больше доказательств того, что инструменты по отслеживанию контактов действительно эффективны".
По словам адвоката Чо Ву Сон, правовые основания для применения новых инструментов мониторинга недостаточно ясны и могут стать предметом споров.
Она сказала, что в законах о борьбе с инфекционными заболеваниями нет положений, которые бы давали южнокорейскому правительству право делать записи в общественных местах обязательными или собирать личную информацию без согласия.
«Закон об административных процедурах Южной Кореи гласит, что любое осуществление государственной власти должно иметь конкретные правовые обоснования. Наказание за несоблюдение правил использования QR-кодов, скорее всего, вызовет спор о его юридической обоснованности», - сказала она.
Защитник конфиденциальности Kelly Kha-yeun Kim, адвокат неправительственной организации Open Net, борющейся с подавлением свободы в интернете, сказала, что нынешняя критерия, по которому определяется «высокорисковость» объекта, является расплывчатым.
«Предприятия и учреждения, которым приказано использовать QR-коды, в основном являются местами, где недавно произошла инфекция. Если подобные вспышки произойдет в кафе, ресторанах и в других местах повседневной жизни, сфера наблюдения может расширяться в любое время», - сказала она.
Некоторые ведущие эксперты по коронавирусам в стране говорят, что идентификация с помощью QR-кодов является чрезмерной мерой, даже с точки зрения общественного здравоохранения.
Специалист по профилактической медицине доктор Чхве Чже Вук, который возглавляет Комитет по научной экспертизе при Корейской медицинской ассоциации, сказал, что медицинские работники не консультировались и не участвовали в решении правительства.
«Конечно, охрана общественного здоровья должна быть главным приоритетом. Но довольно тревожно, как эти меры применяются без разбора, без надлежащей процедуры и при отсутствии видимых границ », - сказал он.
Специалист по инфекционным болезням доктор Ким Ву Джу из Больницы при Университете Корё в Гуро, на юге Сеула, сказал, что широко цитируемые поправки в законах о борьбе с инфекционными заболеваниями, имевшие места после вспышки MERS, не могли предоставить обоснования, прежде чем они были приняты.
Ким, который в то время руководил борьбу с болезнями в Корейских центрах по контролю и профилактике заболеваний, заявил, что «по-прежнему не уверен в необходимости применения методов наблюдения, подобных паноптикону, во имя общественного здравоохранения».
Между безопасностью и либеральными ценностями
В ответ на электронные письма The Korea Herald аналитик Гордон Чанг сказал, что меры по отслеживанию, которые недавно предприняты южнокорейским правительством, являются «особенно тревожными».
«В любом обществе меры, направленные на предотвращение распространения болезней… будут ограничивать личную свободу», - сказал он, но в свободных странах лидеры, по крайней мере, «ограничены судами и общественным давлением», и существует «постоянная балансировка между личной свободой граждан и общественной потребностью в профилактике».
Чанг сказал, что вышеуказанные меры, возможно, не были бы необходимы, если бы страна отреагировала раньше.
«Южную Корею хвалили за ее меры по контролю COVID-19. Однако эти меры были бы в значительной степени не нужны, если бы Мун действовал на основе здравого смысла и запретил прибытие из Китая, вместо того, чтобы сказать - как он это сделал в начале февраля - что южнокорейцы должны «разделить страдания нашего соседа», - сказал он.
Лейф-Эрик Исли, профессор международных исследований в Университете Ихва, сказал в своем электронном письме, что «политика отслеживания контактов и карантина в Южной Корее находится на грани компромисса между общественной безопасностью и гражданскими свободами».
Он сказал, что успешная мера должна сочетать в себя и то, и другое - «локализацию вируса и предотвращение злоупотребления персональными данными».
«Южная Корея получила международное признание за эффективное противодействие пандемии. Поэтому на карту поставлено не только здоровье южнокорейской демократии, но и лучшие международные практики для победы над COVID-19 », - сказал он.
В то время как эксперты бьют тревогу, согласно исследованию Realmeter, южнокорейцы проявляют относительно малое сопротивление в предоставлении своих данных правительству.
Опрос 500 взрослых, проведенный 27 мая, показал, что более 70 процентов респондентов заявили, что поддерживают отслеживание на основе QR-кодов, в отличие от 16 процентов, которые были против.
Социолог Шин Джин Вук из Университета Чунан сказал, что народная поддержка и конституционность не всегда совпадают, и что одобрение большинства не означает, что какая-то мера является демократическим.
«У правительства есть мандат на защиту жизни своих граждан. В условиях пандемии лица, принимающие решения, сталкиваются с жестким выбором – нужно ли ограничивать гражданскую свободу для того, чтобы остановить распространение болезни», - сказал он. «И в отношении данных ограничительных действий нельзя применять «нисходящий» подход. Их нужно обсуждать в публичной сфере».
Объясняя кажущееся согласие со стороны южнокорейцев, Шин сказал, что давление со стороны сверстников является одной из причин, вызвавших такую реакцию у граждан.
«Официальные лица публикуют истории поездок и личные данные пациентов, что побуждает людей вести себя так, как будто они находятся под наблюдением окружающих, и проявлять большую осторожность», - сказал он.
Транснациональный историк Лим Джэ Хён из Университета Соганг сказал, что ключевым моментом является поиск правильного баланса между медицинской невмешательством, как это видно из стратегии «стадного иммунитета», и почти тоталитарного контроля.
«Чрезвычайные ситуации, как правило, порождают авторитарные полномочия в пользу решения самых насущных задач на текущий момент», - сказал он.
«Поскольку существует явное общественное согласие, такой контроль пронизан ложным представлением о легитимности. Люди, которые готовы отказаться от своих прав перед лицом беспрецедентного тяжелого положения, - это то, что действительно пугает».
Ким Арин (arin@heraldcorp.com)
#южнаякорея #корея #коронавирус #цифровизация #демократия #тоталитаризм #идеология #политика #общество #культура #азия