Найти в Дзене

Историк Черёмин Александр Александрович о фильме "Журавль в небе".

"Первый канал" показал многосерийный фильм "Журавль в небе", в котором напрочь отсутствует историческая правда! Столько ляпов, неточностей и прочего, хватит на множество страниц эксперта по истории России (СССР).

Сюжет фильма закручен вокруг создания сверхзвукового самолёта «Ту-144».

И именно здесь одни ляпы и обманы.

Алексей Андреевич Туполев родился 20 мая 1925 года в Москве, в семье Андрея Николаевича Туполева (1888-1972 гг.) и Юлии Николаевны (Желтяковой) Туполевой (1894-1962 гг.). Была еще дочь Юлия Андреевна (1920-2011 гг.), работавшая с 1950-х годов личным врачом отца.   

Андрей Николаевич Туполев с 1956 года – Генеральный конструктор авиационной промышленности СССР, беспартийный.

Алексей Андреевич Туполев окончил Московский авиационный институт  в 1949 году и вернулся в конструкторское бюро отца, стал ведущим конструктором. В 1956 году Туполев-младший начал заниматься созданием боевой беспилотной техники для полетов в широком диапазоне сверхзвуковых скоростей. В 1963 году Алексей Андреевич Туполев стал главным конструктором завода № 156 и заместителем генерального конструктора ОКБ, получил ученую степень доктора технических наук, в 1964 году стал профессором. А. А. Туполев принимал участие в создании многих самолетов марки «Ту», как военных, так и гражданских.  Под его руководством создавался  Ту-134 — советский пассажирский самолет, вошедший в строй в 1963  году. Стал Лауреатом Государственной премии СССР в 1967 году.

В ОКБ Андрея Николаевича Туполева создан сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-22, который и стал прообразом для проектируемого гражданского сверхзвукового самолета. Алексей Андреевич Туполев участвовал в разработке советского сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 и руководил этим проектом.

Семья Туполевых охранялась специальными структурами, так как, они были носителями государственных (научно-технических) тайн. Никакого контакта с посторонними у них быть не могло, с ними всегда были сопровождающие сотрудники спецслужб.

Советская разведка во Франции достала разработки по франко-британскому самолету Concorde, что способствовало улучшению характеристик Ту-144.

Строительство Ту-144 началось в 1965 году.  

Министр авиационной промышленности СССР Петр Васильевич Дементьев планировал отправить Ту-144 в первый полет 7 ноября 1967 года.

Ту-144.
Ту-144.

Свой первый испытательный полет Ту-144 совершил 31 декабря 1968 года, что стало первым в мире полетом сверхзвукового транспортного самолета. Экипажем первого испытательного полёта Ту-144 командовал Эдуард Ваганович Елян. Главный конструктор Ту-144 Алексей Андреевич Туполев вместе с отцом Андреем Николаевичем Туполевым находились на аэродроме. Женщин на летном поле не было.

Конкурент Ту-144, франко-британский сверхзвуковой пассажирский самолет Concorde, проектирование которого завершилось в начале 1966 года, взлетел  2 марта 1969 года.

5 июня 1969 года, впервые в истории транспортной авиации гражданский самолет, а это был Ту-144, преодолел звуковой барьер. 25 мая 1970 года Ту-144 достиг скорости 2150 километров в час.

26 декабря 1975 года начались грузовые рейсы СПС Ту-144. 1  ноября 1977 года СПС Ту-144, Алексея Андреевича Туполева, получил «Сертификат лётной годности» и начались регулярные рейсы сверхзвукового Ту-144 из Москвы, из аэропорта Домодедово, в Алма-Ату. Экипаж регулярных рейсов Ту-144 состоял из 3-х человек – два пилота и бортинженер. Пассажирские перевозки  СПС Ту-144 завершились уже 1 июня 1978 года, по воле министра гражданской авиации Б. П. Бугаева.

Всего 19 сверхзвуковых пассажирских самолётов Ту-144, Алексея Андреевича Туполева,  было построено  на Воронежском авиазаводе № 64.

Алексей Андреевич Туполев был женат на Майе Александровне Туполевой, у них в 1961 году родился сын, и в 1963 году родилась дочь.

 Кадр из фильма  - ляп.
Кадр из фильма - ляп.
Первый полет Ту-144, авиаконструкторы Туполевы и первый экипаж.
Первый полет Ту-144, авиаконструкторы Туполевы и первый экипаж.

Кроме этого бросаются в глаза и такие не маловажные факторы в отражении того времени, а именно 1960-1970-е годы. Среди них:

Форма военнослужащих полностью не соответствует. Служили в Советской Армии – 3 года.

Была только одна государственная организация, связанная с полетами гражданской авиации – «Аэрофлот» и т.д.

Ссылка на сайт: https://alexandercherymin.wixsite.com/mysite

Книга "Награды СССР за труд", автор Черёмин Александр Александрович.
Книга "Награды СССР за труд", автор Черёмин Александр Александрович.

PS. В моей книге дана биография авиаконструктора Туполева и многих других выдающихся деятелей Советского Союза.