Найти тему

Один из лучших российских фильмов о Великой Отечественной войне

Оглавление

Начало войны. Вокруг хаос и паника. Нет понимания, где свои, а где чужие. Есть только осознание того, что пришла беда. Никто не знает, как с ней справиться, но все знают – что нужно действовать.

Картина 2004 года режиссёра Дмитрия Месхиева "Свои" стала светлым пятном в многочисленных постсоветских экранизациях на тему Великой Отечественной войны. Давайте отстранимся от советского кинематографа и рассмотрим только новейший период нашей истории. Согласитесь, что хороших работ не так много. Снимали много и в основном плохо. Не хочется даже перечислять сейчас все эти "творения".

Чем же цепляют "Свои"

В фильме практически отсутствует экшен, главных героев не так много, картинка очень мрачная и унылая, сюжет развивается довольно вяло – не лучшая реклама для хорошего кино. Но дело в том, что первые кадры обычно решают очень многое, а в "Своих" они хороши!

Очень сильно врезалась в память сцена первого боя, когда герой Гармаша приезжает в маленький неизвестный город. Этот эпизод очень точно отражает обстановку на фронте в начале войны. Немцы появляются тогда, когда их никто не ждёт. Никто не готов оказывать сопротивления – все стараются спасти свою шкуру. Не утверждаю, что такая картина была повсеместно, но общую ситуацию она рисует довольно чётко. Этим во многом и можно объяснить разгром Красной армии в первые месяцы.

В фильме нет героев

И это действительно так. Нам показаны простые люди с их страхами и пороками. Чекист и политрук, которые по идее должны были идти на штыки первыми, делают все с точностью до наоборот. И отпор врагу пытается оказать лишь простой солдат. Но и его быстро осаживают, чтобы уцелеть.

В борьбе за свою жизнь люди не останавливаются ни перед чем. Работник НКВД, который должен воплощать закон и порядок, идёт на преступление в лагере для военнопленных, так как понимает, что: либо он, либо его.

– И еврей, и командир
– А я из каких?
– Вопросов много задаешь.

С другой стороны враг народа в блестящем исполнении Богдана Ступки, оказывается патриотом. Он помогает героям, хотя мог бы этого не делать. У него были причины и возможность сдать их полицаям, спрятать сына и спокойно жить дальше некоторое время. Но он не просто оказывает помощь, а готов жертвовать своими родственниками ради общего дела.

Мы видим простые человеческие слабости. Страсть чекиста к чужой женщине, безответная любовь главного полицая и трагедия старика, который не может уже угнаться за молодой женой.

В чём смысл

Задаёшь себе такой вопрос по ходу фильма. Зачем красноармейцам, которые нашли тёплое местечко, было начинать диверсионную деятельность? Они же так удачно сбежали из плена, их пригрел отец снайпера, можно было бы перезимовать в относительном комфорте. Или просто уйти на худой конец. Но они начинают кампанию против немцев, а позже решают избавиться и от главного полицая. Значит, есть у них чувство долга? Значит, показанные слабость и бегство от врага в начале фильма были случайностью?

Мощный финал

Последние кадры не испортили картину. Старик отправляет на войну своего сына. Причём отправляет, скорее всего, без особой надежды на успех. Приближается зима и они уже в глубоком тылу врага.

Ошибается в людях в очередной раз чекист. Он думает, что старик решил избавиться от него с политруком, а происходит всё практически наоборот.

Отличный сюжет, хорошая игра актёров, классная мрачная картинка и шикарная музыка делают фильм крайне смотрибельным. Съемочная группа доказала, что у нас в стране кино о войне снимать не разучились. И эта новость очень приободряет.

Спасибо за прочтение статьи. Мнение автора может не совпадать с мнением читателей, поэтому не судить строго.