Анжела Айседора Дункан появилась на свет в 1877 году. Уже с ранних ей лет была привита любовь к искусству. Мать Айседоры говорила: «без хлеба обойтись можно, а без искусства нет». Именно этот девиз она пронесла через всю свою жизнь.
Начало карьеры
Отец оставил семью чуть ли не сразу после рождения. Всего в семье было 4 ребёнка и мать работала в две смены, чтобы их содержать. Но маленькая девочка не планировала долго сидеть на шее у матери. В два она начала танцевать, в шесть лет «открыла» первую школу танцев для соседских девчонок, а в 12 лет уже подрабатывала, давая уроки.
«Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли».
Айседора Дункан
В 16 лет она выступала и в театре, и в закрытых клубах. Любовь к античности помогла ей придумать собственный стиль танца – она выступала босиком в одной греческой тунике, что в то время было очень смело. Дункан хотела танцевать всё – и картины и стихи. И многие, например, поэт Максимилиан Волошин говорили, что у неё это прекрасно выходит:
«Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Primavera» Боттичелли и стихи Горация».
Создать семейный очаг она не планировала никогда, хотя у неё было двое детей. Дочь от режиссёра Гордона Крейга и сын от бизнесмена Юджина Зингера. Оба трагически погибли в автокатастрофе в 1913 году. После этого она полностью ушла в творчество. Открывала много школ, как в Америке, так и в Германии и Франции. В последствии она удочерила 6 девочек, которые будут вплоть до второй половины 20 века популяризировать её стиль танца. В 1921 году Анатолий Луначарский предложил открыть ей школу в новой стране социализма – СССР.
Дункан, СССР и Есенин
«В Москве я буду в состоянии создать великую школу искусства, которая будет посвящена не только пляске, но и поэзии, выразительности и пластическим искусствам. Из всех правительств мира только Советы заинтересованы в воспитании детей», — говорила Дункан. На вопрос корреспондента, не боится ли она «суровостей советского режима», артистка отвечала: «Физический голод — ничто. Я боюсь духовного голода, который теперь царит во всем мире».
Из интервью в газету «Дейли геральд»
Танцовщица возлагала большие надежды на новую молодую страну. Денег, которое выделяло советское правительство, не хватало. Она брала деньги у Зингера или находила частных инвесторов самостоятельно. Поэзию Айседора нашла в прямом и переносном смысле. В 1921 году она познакомилась с молодым поэтом Сергеем Есениным, за которого вышла замуж чуть ли не в первый день знакомства (многие утверждают, что поженились заочно в первый день).
Об отношениях Есенина и Дункан написано много. И них мы не будем здесь писать. Но мало кто упоминает, что заграничное турне Есенина по Европе и Америке было организовано полностью за её счёт. Без Дункан Есенин никогда бы не смог побывать «за бугром». Слава и связи Дункан сделали своё дело и Есенина довольно быстро отпустили «покорять мир» своей поэзией.
Мир Есенин не покорил быстро поняв, что никому он за границей не нужен и через полтора года вернулся в СССР. Использовал ли Есенин Дункан в своих целях или нет сказать сложно. Многие утверждают, что они действительно любили друг друга. Особенно Айседора, которая души не чаяла в молодом супруге (она была старше его на 18 лет). Об этих отношениях напишет Анатолий Мариенгоф в своём «Романе без вранья»:
«Есенин впоследствии стал ее господином, ее повелителем. Она, как собака, целовала руку, которую он заносил для удара, и глаза, в которых чаще, чем любовь, горела ненависть к ней. И все-таки он был только партнером, он был как кусок розовой материи — безвольный и трагический. Она танцевала. Она вела танец».
Айседора Дункан трагически погибла в 1927 году. По легенде её последними словами было:
«Посторонитесь, я иду к славе»
Или по другой версии:
«Посторонитесь, я иду к своей любви».