Почти все дети родившиеся в последнее десятилетие XX века можно без преувеличения сказать выросли на мультфильмах компании "Disney". Я не являюсь исключением, всегда с большим интересом смотрю новые фильмы и пересматриваю старые. К сожалению, к новым мультфильмам у меня мало симпатий. И тут дело не только в "синдроме утёнка" - первое увиденное воспринимается лучше, чем последующее, а в некоторых объективных обстоятельствах. На примере недавно просмотренного мной "Холодное сердце 2" хочется эти обстоятельства рассмотреть.
Не много теории
В середине XX века учёный Джозеф Кэмпбелл написал книгу "Тысячеликий герой" или "Герой с тысячью лиц". В своём труде он указал на то, что большинство мифов, сказок, преданий разных народов в основе своей имеют схожую структуру. Любой рассказ построенный на этой структуре хорошо воспринимается человеком любой культуры. Далее в книге приводиться структура мифа, но наиболее удачно она описана в книге сценариста Кристофера Воглера "Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино".
Итак, в путешествии героя:
1. Герой предстаёт перед нами в обыденном мире
2. Привычный уклад жизни нарушает зов к странствиям
3. Герой пребывает в нерешительности и пытается противостоять зову.
4. Но в этот момент появляется наставник
5. Воодушевленный его поддержкой, герой переступает первый порог и входит в особенный мир
6. Здесь о сталкивается с испытаниями, приобретает союзников и врагов
7. Герой приближается к сокрытой пещере и преодолевает второй порог
8. Наступает момент главного испытания.
9. Одержав победу, герой получает награду
10. На обратном пути в обыденный мир его преследуют враждебный силы
11. Герой преодолевает третий порог и переживание возрождение
12. Герой возвращается в обыденный мир с эликсиром, наградой, сокровищем.
"Путешествие героя. Мифологические структуры в литературе и кино". К.Воглер.
Вы удивитесь, как часто встречается такая структура в совершенно разных культурах и произведениях. Сравните мысленно былину "Илья Муромец" и "Звёздные войны. Новая надежда" - начало структурно одинаково. Даже "Властелин колец" не далеко от "Красной шапочки" ушел - история доставки предмета из пункта А в пункт Б.
По мимо развития истории, должен развиваться и главный герой, должна получиться "дуга характера": был персонаж такой-то, потом с ним случились "N-ые" события, в результате он переродился в нечто новое. Или другой случай: персонаж настолько крепок характером, что ни "огонь, вода и медные трубы" его не берут.
От теории к практике
Вот конкретно по структуре сюжета "Холодное сердце 2" создано точь-в-точь как написано выше. Давайте убедимся в этом:
То есть, мы видим, что история сложена по такому, канону, что бы понравиться широкой аудитории зрителей. Кассовые сборы это подтверждают. Но!.. Есть пара но.
А где же "мясо"?
Словом "мясо" удачно можно описать те два элемента, которых в мультфильме нет: во-первых, мясо в виде наполнения структуры сюжета драмой; во-вторых, никто из персонажей ради достижения цели ничем не жертвует. А в идеале надо осознанно пожертвовать собой и без воскрешения через пол минуты.
Нет никакой трагедии, нет никакой комедии, накала драматизма. Это особенно ярко видно на фоне "Короля льва". Там есть ужасная трагедия в виде смерти Муфасы, спасавшего своего сына. Но в то же время есть и шутки и смех, которые генерируются Тимоном, Пумбой, Зазу, гиенами. А в "Холодном сердце 2" шутки шутит только снеговик и то,мне понравилась одна: когда появился дух огня и в лесу начался пожар Олаф сказал: "Когда вырасту, то всё пойму". Вроде бы авторы хотел дать трагизм, когда умирал Олаф, но: во, первых, он вроде уже пытался растаять в первой части. Во-вторых, я нисколько не сомневался, что он воскреснет, а значит не сколько не сопереживал героям.
Походу истории персонажи никак не меняются. Дуги характера нет ни у кого. А всё почему? Никаких настоящий проблем они на пути не встречали. "Первый порог" прошли просто взявшись за руки, с духом огня и воздуха взяли и подружились. С духом воды Эльза вроде подралась, но потом взяла и оседлала его. Благодаря чему успешно преодолела "второй порог". Она бы эту коню морскому хотя бы сахарок принесла бы, что ли? Естественно Эльза оказалась мостом между элементами стихий - пятый элемент!
Жених Анны - Кристоф в фильме присутствует только как водитель и извозчик, ну иногда пытается сделать Анне предложение. Лучше бы его в Эренделе на хозяйстве оставили и в сюжет не вводили.
Героиня Анна вроде чем-то занимается: догадывается при помощи духов земли разрушить плотину. Почему духи земли сами за 34 года 5 месяцев и 23 дня не догадались до этого? Ну, видимо так надо по сюжету. А ещё постоянно говорит Эльзе: "Мы всё всегда будем делать вместе, да?" Не мало шуток породили эти слова в интернете. Особенно мне запомнилась картинка, о том, как данный тезис Анны сочетается с супружеской жизнью Анны и Кристофа.
Итого
При всё своём совершенстве с точки зрения анимации, графики, песен и музыки, "Холодное сердце 2", да и не только оно, проигрывает именно с точки зрения накала драмы. На это есть ответ: представители целевой аудитории - дети и подростки - сейчас не хотят терпеть сложностей, лишений и неудобств. Если раньше было "Нажать пробел, что бы начать...", то сейчас "Нажать пробел, что бы победить". Вот отсюда и персонажи по типу "Марти Стю" и "Мэри Сью" в таких серьезных произведениях от серьезных компаний. Хотя вот пару лет назад в трилогии"Как приручить дракона", она правда не от "Дисней" главный герой сначала ногу потерял в битве с врагом, но приобрёл лучше друга Беззубика. Потом потом и отца потерял, из-за своей же глупости по сути, но мать нашёл, вождем стал, повзрослел наконец. В последней части и с драконом свои расстался, но жену-красавицу приобрел, дети появились. Вот так это работает, а не это "Мы всё всегда будем делать вместе, да?" От того, что погиб Муфаса в "Короле льве", застрелили дядю Бена в "Человеке-пауке", убили Керчака в "Тарзане", собой пожертвовал ради Райли Бинго-Бонго в "Головоломке" эти произведения только выиграли. То есть писать сюжеты могут, но зрителю видимо это не нужно.