Найти в Дзене
MC Theory

Как передать этнический колорит в музыке. Цыганский и неаполитанский лад

Оглавление

 

Всем доброго дня. Музыка одно из древнейших искусств. И, конечно же, она развивалась во всех регионах и у всех народов мира. То есть у всех народностей есть какие-то свои характерные и узнаваемые черты в музыке, обусловленные развитием музыкальной мысли в этих регионах и особенностями музыкальных инструментов. Не все из них можно полноценно воспроизвести в нынешнем равномерно темперированном строе и на современных инструментах. Но ухватить и передать колорит, характер, вполне возможно. Предлагаю рассмотреть несколько наиболее популярных этнических ладов. Названия у них достаточно условные, как бы по аналогии с «греческими», чьи имена происходят от греческих провинций, но в целом узнаваемые. 

 

Цыганский лад

 

Цыганский минор, он же Венгерский лад, он же дважды гармонический минор.

Формула лада в полутонах:  

Тоника – ТОН-ПОЛУТОН-ПОЛТОРА ТОНА-ПОЛУТОН-ПОЛУТОН-ПОЛТОРА ТОНА-ПОЛУТОН

От ноты С: C-D-Eb-F♯-G-Ab-B-C

Цыганский С-минор
Цыганский С-минор

Цыганский мажор, он же Андалузский лад, он же Арабский, он же дважды гармонический мажор.

Формула лада в полтонах:

Тоника – ПОЛУТОН-ПОЛТОРА ТОНА-ПОЛУТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ПОЛТОРА ТОНА-ПОЛУТОН

От ноты С: C-Db-E-F-G-Ab-B-C

 

Цыганский С-мажор
Цыганский С-мажор

Примеры использования:

- Национальная музыка Балканских стран, Фламенко

- Венгерская рапсодия, Ф.Лист

- Кармен, Ж.Бизе

 

Неаполитанский лад

 

Формула условного минора:

Тоника - ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ПОЛТОРА ТОНА-ТОН

От ноты C: C-Db-Eb-F-G-Ab-B-C

Неаполитанский С-"минор"
Неаполитанский С-"минор"

Условный мажор:

Тоника – ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН

От ноты С: C-Db-Eb-F-G-A-B-C

 

Неаполитанский С-"мажор"
Неаполитанский С-"мажор"

Неаполитанский лад довольно интересен в звучании, однако мне не удалось найти каких-то узнаваемых произведений с его использованием, если вы знаете – напишите, пожалуйста, в комментарии.

 

Китайский лад

 

Самым характерным для китайской музыки интервалом является квинта. Если последовательно откладывать от ноты квинты вверх, а затем, используя обращения, перенести все ноты в одну октаву и удалить полутоновые интервалы, то есть между нотами использовать только большую секунду или малую терцию, 2 или 3 полутона, то мы получим пятиступенную китайскую гамму.

 

Обращение в пентатонику
Обращение в пентатонику

Формула лада:

Тоника – ТОН-ТОН-ПОЛТОРА ТОНА-ТОН-ПОЛТОРА ТОНА

От C: C-D-E-G-A-C

 

Китайский С, пентатоника
Китайский С, пентатоника

И да, эта наша родная бесполутоновая пентатоника, которая сплошь и рядом используется во всех направлениях музыки, как самостоятельный лад, как обыгрыш аккордов и как всевозможные соло. А для передачи именно китайского характера, все что нужно – это избегать больших скачков между нотами, играть их постепенно одну за другой, вверх-вниз, или обыгрывать опорную ноту.

 

Следующая статья будет посвящена искусственным ладам, а затем перейдем к более серьезной и сложной теме – гармонизации. Не забудьте поделиться «лайком», если эта статья показалась вам интересной, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые и не потерять канал среди других. На все вопросы с удовольствием отвечу в комментариях, всем пока.