Всем привет!🖐
Все любят акварель — от мала до велика. Дети ей пишут свои первые «шедевры», взрослые постигают непростую технику акварельной живописи. Но есть общий элемент: это всеобщая любовь к акварели. Когда же придумали эти краски? Кто ими любил писать? Какие шедевры сохранились до наших времён?
Впервые термин «акварель» встречается в трактате о живописи у Ченнино Ченнини (1437 г.), где он определяет в общих чертах и акварель, как расцвеченный рисунок, причём подцвечивается иногда тушь, которой рисуют, а иногда готовый рисунок, сделанный чёрной сажной тушью. Основным моментом в таком процессе является растворение краски в воде, содержащей растительный клей – гумми.
Но акварель существовала и до трактата Ченнини, просто имела другое название. Так, в средневековье для акварельной живописи существовал термин «miniature» и «illuminatio».
Первый термин происходит от латинского слова minium, свинцовый сурик, откуда miniare – писать (или красить) суриком, а miniaturа – крашение, писание, украшение суриком (заглавных букв, заставок, концовок). Украшение рукописей красным суриком практиковали монахи в средние века, этим словом обозначали процесс расцвечивания, раскрашивания рисунка красками на водном клеевом растворе (вишнёвый клей).
Второй термин, illuminatio, в переводе с латинского означает освещение.
В середине XVIII и первой половине XIX века акварель приобрела огромную популярность среди художников английской школы.
За этот сравнительно короткий промежуток времени было несколько выдающихся художников: Пол Сэндби, Джон Роберт Козенс, Томас Гёртин, которые освоили данную технику. До тех пор применение акварели имело преимущественно «топографический» характер, разбавленные краски использовались для аккуратного заполнения цветовой заливкой контуров объектов, предварительно выполненных и тщательно детализированных пером и тушью или карандашом.
В настоящее время стало очевидным, что именно эти художники превратили акварельную технику из вспомогательного материала в работе ремесленника в искусство, провозгласив рождение новой традиции в живописи, которая несла в себе выразительность и изысканность, а также её поразительную непосредственность. Каждый из этих художников внес значительный вклад в становление акварельной живописи.
В 1507 году художник Альбрехт Дюрер стал выполнять пейзажи водорастворимыми красками на бумаге. Дюрер родился 21 мая в Нюрнберге. Художник был очень популярен в своё время, его работы пользовались успехом. Он работал как гравёр, книжный иллюстратор и живописец, много преподавал и оставил после себя трактаты «Укрепление городов, замков и других мест» посвящённый королю Богемии, брату императора Максимилиана II, и «Обучение измерениям». «Четыре книги о пропорциях человека» опубликованы посмертно. Дюрер умер в 1528 году состоятельным и знаменитым человеком.
Пол Сэндби – зачинатель топографической традиции в английской пейзажной живописи. Писал акварелью. Он и его старший брат Томас в 1768 году стали одними из основателей Королевской академии.
Джон Роберт Козенс родился в 1752 году. Он довольно рано начал рисовать, возможно, под руководством отца. Начал выставлять некоторые ранние рисунки с Обществом художников Великобритании в 1767 году.
Писал преимущественно акварельные пейзажи. Живопись Дж. Р. Козенса повлияла на творчество Томаса Гёртина и Уильяма Тёрнера. В 1793 году стал жертвой психического расстройства и до конца жизни прожил под наблюдением медиков. Умер художник в 1797 году в Лондоне.
Томас Гёртин родился в Англии в 1775 году. Вместе с Тёрнером, с которым Гёртин был в дружеских отношениях, зарабатывал раскрашиванием старинных гравюр. С 1794 года работы Гёртина выставлялись в Королевской академии художеств.
Зарисовки пейзажей и архитектурных сооружений работы Гёртина быстро получили признание. Он предпринял несколько поездок по различным регионам Англии, а на рубеже 1801 года провёл почти полгода в Париже, там он написал серию акварелей и карандашных рисунков, которые он по возвращении в Лондон перевёл в гравюры, составившие сборник «Двадцать видов Парижа и его окрестностей». Умер у себя в студии за мольбертом (предположительно от туберкулёза) в 1802 г.
Среди последователей этой техники в XVIII веке следует упомянуть также У. Дж. Тёрнера (1775–1851 гг.), который экспериментировал с акварельными красками, открывая все более широкие возможности с помощью нанесения заливок, техники вытирания и выскабливания, а также введения корпусных красок.
Уильям Тёрнер родился в конце апреля — начале мая 1775 года в лондонском районе Ковент-Гарден. Жил художник в Лондоне, пока учился в Королевской Академии — подрабатывал у архитекторов и топографов. Тёрнер довольно быстро добился успеха, его акварели и картины маслом пользовались огромной популярностью.
В 1799 года Тёрнер, ставший к тому времени популярным художником, был избран членом-корреспондентом Королевской академии. В 1801 году он выставил в академии картину «Море у Бриджуотера», которая имела шумный успех, его сравнивали с Рембрандтом, удостоили звания королевского академика. Живописец скончался 19 декабря 1851 года.
Традиционная «прозрачная» техника акварельной живописи состоит в наложении тончайших прозрачных цветовых заливок; при этом производимый эффект основывается на белом цвете поверхности бумаги. Этот нижний белый способствует созданию ярких световых акцентов в картине; чем больше заливок и лессировок наносится на основу, тем глубже становятся тональность и цвет, так как поверхность поглощает больше света и меньше света отражается от основы. Благодаря водорастворимым свойствам (а также в большей или меньшей степени возможности повторного растворения уже сухой краски), акварель свободно модифицируется различными способами — в результате добавления или удаления воды и, кроме того, использования кистей, губок, кусков ткани и салфеток.
Краски в акварели, наносимые тонким слоем, по высыхании изменяются приблизительно на одну треть своей первоначальной силы, и это свойство их необходимо учитывать при нанесении тона. Каждый тон следует наносить здесь свежо, сразу свободно, только в этом случае он достигает наилучшего впечатления.
Рисунок для акварели лучше делать отдельно и затем переводить на бумагу: этим достигается сохранение поверхностного слоя бумаги во всей его целостности. Засаленная бумага затрудняет нанесение красок.
Акварельные краски могут играть и служебную роль, например, в подмалёвке для масляной живописи. На клеевой и эмульсионный грунты акварельная краска ложится ровно и хорошо, причём слой её столь тонок, что ничуть не изменяет фактуры грунта и позволяет наносить поверх него масляные краски без всякого ущерба для них.
Акварель — многоликое и разнообразное средство. Она может быть светостойкой, как и любое другое средство живописи, при условии использования светостойких пигментов и высококачественных бескислотных видов бумаги. Используя светостойкие пигменты, художник может создавать яркие световые акценты и эффекты бледных тонов, которые основаны на белых пигментах. Широко применяется смешанная техника, когда в одной и той же работе задействованы как прозрачная, так и корпусная краски.