Рассматривать свою жизнь и вообще все происходящее вокруг с точки зрения добра и зла - совершенно нормально для человека. Ведь мы - существа, живущие в мире норм, среди которых моральные на первом месте.
Если добро - это положительная ценность и поэтому исключительно привлекательно, то зло, как его антипод, служит отрицательной ценностью, хотя и не лишено тоже привлекательности. Ведь есть же такое явление, как обаяние зла.
Так что же это такое - зло, и как оно появилось? Очевидный ответ лежит в бинарном устройстве мира. То есть, в мире все устроено как единство противоположностей, такова его субстанциональная природа. Есть сущее и несущее, темное и светлое, жизнь и смерть, добро и зло. Моральная сущность человека также бинарна, отсюда мы имеем различные качества личности, в которой доброе и злое перемешано порой самым причудливыми образом.
Итак, первый подход к природе зла - субстанциональный. Зло и добро - неразрывная парочка, какая же, как и все другие противоположности в мире. Так устроено изначально.
Другой подход к природе зла и его причине субъективный. Тут зло понимается как результат чисто человеческих пороков, недостатков его душевного устройства. То есть причиной зла объявляется человек, а в самом устройстве мира никакого зла нет.
Подобное понимание природы зла имеет то рациональное зерно, что действительно - мораль связана исключительно с людьми. Это явление неизвестно больше никому, ведь только люди оценивают мир с точки зрения добра и зла. В этом смысле зло - явное порождение людей.
Такой точки зрения придерживается, например, христианство. Ведь иного пути решения природы зла у него нет, христианство не может принять версию субстанционального зла. Ибо тогда получается, что зло создано богом. А христианский Бог = Добро и Всеблагость.
Аврелий Августин реально мучился этой проблемой. Как объяснить существование зла при том, что Бог есть Добро и быть причиной зла не может в принципе?
Ответ такой: Бог зла не создавал, но люди, в силу несовершенства своей природы, стали причиной зла потому, что могут ошибаться и выбирать из иерархии ценностей не то, что нужно. А ошибаются они потому, что находятся между Богом и животными, сочетая в себе черты обоих. Августин называл зло извращенной волей. Воля дана от Бога, а ее извращение - от низменной, животной природы человека.
Ну и, наконец, возникает вопрос: можно ли преодолеть зло? Если признать субстанциональную природу зла, то ответ будет однозначный: конечно, нет. Ведь невозможно, например, отметить закон всемирного тяготения. Но люди могут повлиять на зло, смягчать его, побеждать в каждой конкретной ситуации.
Если же признать субъективную природу зла, то получается, что преодоление зла в силах самого человека. В таком случае христианство, например, верит, что зло преодолимо, а добро когда-то восторжествует окончательно.
Буду благодарна, если вы дадите ссылки в своих соцсетях на мой канал и эту статью.
Читайте еще:
Почему в нашей жизни полно запретов: социологический подход
Станет ли человек будущего киборгом?
Из блога мужа:
Кто такие сивиллы, и почему они находятся на потолке Сикстинской капеллы