Найти в Дзене

Как придумывают мифы про войну

Решил написать небольшую заметку, поводом для которой послужила попавшаяся страница газеты (если не ошибаюсь) «Красная звезда» от 11-го июля 1941 года.

В ней приводится итоговая сводка Информбюро за 10-е июля. Удивительно, как мало можно узнать из сводки. Война уже идёт больше двух недель, немцы захватывают наши города один за другим, а в сводке ноль информации. Общее впечатление такое, что немцы кое-как пытаются наступать, но их бьют повсюду… И вроде как всё очень даже хорошо, скоро победим.

-2

Рассказывать о том, что к этому дню был разгромлен Западный фронт, занята Прибалтика, проиграно крупнейшее танковое сражение Второй Мировой войны и Красная Армия терпит одно страшное поражение за другим, в газете не считали нужным.

Зато описывалось, как танкист, сержант Г. Найдин лихо расправился с дюжиной немецких танков.

-3

Я не знаю, кто и где первым придумал эту схему, но повторялась она потом регулярно: немецкие танки идут колонной по узкой дороге, по краям обязательно болота, и дорога такая, что танкам на ней даже не развернуться. Сразу же меткими выстрелами подбивается головной и замыкающий танки, и остальные немецкие машину превращаются в безответные мишени. Судя по таким рассказам немецкие танки даже в боевой обстановке двигались исключительно тесными колоннами, в которых не было ни мотопехоты, ни артиллерии, а разведка вообще не проводилась. А дороги у нас сплошь лежат посреди болот и шириной почему-то как раз для одного танка. И немцы тупые, не могут спихнуть танк с дороги, если он им мешает. Продолжать можно долго, но зачем? Не для того же сочиняли, чтобы кто-то вопросы задавал.

Мой поиск не позволил найти танкиста Г. Найдина в списках награждённых. Однако кто-то из читателей проявил большую настойчивость и таки смог его отыскать. Интересно, что за этот бой Найдина представили к званию Героя Советского Союза только в 1943 году. И текст награждения просто один к одному из газеты. Что наводит на мысли... Подобных случаев, когда командиры узнавали о подвигах своих подчинённых из газет, немало.

Впрочем, надо сказать, что подобные истории придумывали не только у нас, и даже, пожалуй, не наши агитаторы и политработники были первыми. Во всяком случае, я знаю аналогичную историю ещё про 1940 год, когда Вермахт вторгся во Францию.

Это рассказ про лучшего французского танкиста капитана Пьера Бийота, который в бою у деревни Стонне уничтожил в одиночку 13 немецких танков. Версий о том, как он это сделал много, но по одной из них Бийот подловил из засады на узкой извилистой улице колонну немецких танков. И выстрелом из двух пушек сразу подбил головной и замыкающий танки колонны, после чего стал уничтожать остальных. Как можно на узкой извилистой улице сразу подбить и первую, и последнюю машину, представить сложно, но не искать же в таких историях логику. Как видите, вся разница в том, что в случае с танкистом Найдиным немецкие танки были зажаты болотами, а во французском варианте — домами.

Впоследствии этот расклад с узкой дорогой и болотами по краям станет любимым для всех авторов подобных историй. Незачем далеко ходить, взять очень известный случай с Зиновием Колобановым. Немецкие танки гурьбой по дороге едут, а вокруг болота. И Колобанов их расстреливает как в тире.

Правда, когда указывают конкретное место, то тут могут возникнуть некоторые нестыковки. Например, место боя того же Колобанова, сохранилось достаточно хорошо, чтобы увидеть, что и такое количество танков на дороге не уместится, и болото, хоть и есть, но слишком маленькое и только с одной стороны дороги. Те, кто описывали этот случай, находясь на местности (а у памятника есть и описание, и карта боя), выкручивались из этой ситуации с большим трудом и ляпов всё равно не избежали. Но ведь мифы сочиняют не для того, чтобы их проверяли на достоверность, а чтобы в них верили.

Тем более, что в большинстве случаев (как и с Колобановым) легко всё выяснятся по документам. Так, в случае с Колобановым указано, что подбито им было лишь два немецких танка, остальные приписали позже. Так же и в случае с французом Пийотом, который «в одиночку атаковал на своем танке деревню и подбил 13 немецких танков», просто забыли упомянуть, что атаковал он во главе своей роты, а роты входила в батальон, а этот батальон поддерживал ещё один танковый батальон. Оно и понять легко, поскольку Пийот стал потом начальником французского Генштаба и даже министром обороны Франции. А все остальные, кто вместе с ним воевал в тот день, так и остались простыми солдатами и офицерами. Зачем же про них упоминать?

Если захотите подробнее почитать про Колобанова, то вот моя статья:

Подвиг танкиста Колобанова: что говорят документы?

А если уже читали, то вот ещё про один интересный случай:

Как один наш танк уничтожил двадцать пять немецких