Найти тему
moviements

Живопись и кинематограф. Кем вдохновляются в кино-индустрии?

Люди черпают вдохновение везде: лица прохожих, литература, тишина на рассвете, личные драмы, музыка 80-х. Сегодня хочется рассказать про референсы, которые использовали при создании наших любимых фильмов и героев.

1. «Гильда»

Даже спустя десятки лет образ Риты Хейворт в «Гильде» незабываем. Знаменитое черное платье с длинными перчатками создавалось, основываясь на образе светской дамы конца ХIX века Виржини Готро на картине Джона Сарджента «Портрет мадам Х» (1884 г.). В свое время картина навела шороху своей откровенностью – подобные наряды считались вызывающими и неподобающими. Такой же эффект вызвал наряд Хейворт: сцена, где Гильда медленно стягивает с себя перчатку была приравнена к стриптизу, а в некоторых странах даже вырезана при прокате.

Картина Джона Сарджента «Портрет мадам Х» (1884 г.) и Рита Хейворт в фильма «Гильда»
Картина Джона Сарджента «Портрет мадам Х» (1884 г.) и Рита Хейворт в фильма «Гильда»

2. «Темный рыцарь»

Культовый образ Джокера, который засел в умах благодаря Хиту Леджеру, был заслугой не только актера.

Известно, что прототипом комиксного Джокера был немецкий актер Конрад Фейдт, который сыграл в 1928 году в экранизации романа В.Гюго «Человек, который смеется». Все корни идут отсюда.

-2

В «Темном рыцаре» художник по костюмам Линда Хэмминг хотела создать по-настоящему мрачного персонажа, поэтому собирала не только всевозможные вырезки и картинки из старых комиксов, артов, иллюстраций, но и забирала в копилку образы рокеров, архивные фото клоунов с потекшим гримом, картины Фрэнсиса Бэкона «Голова VI» (1949 г.). Неудивительно, почему этот Джокер настолько впечатляет, ведь он определённо рок-звезда Готэма.

Картина Фрэнсиса Бэкона «Голова VI» и Хит Леджер в образе Джокера в «Темном рыцаре»
Картина Фрэнсиса Бэкона «Голова VI» и Хит Леджер в образе Джокера в «Темном рыцаре»

3. «Маяк»

О том, что визуальный язык «Маяка» абсолютно гипнотический, говорят все. И это правда – весь фильм хочется разобрать на картинки, каждый кадр поставить на рабочий стол. Режиссёр Роберт Эггерс собрал целую коллекцию референсов, которые позже и воплотил в жизнь. Один из ключевых и пугающих моментов картины создали под влиянием работы «Гипноз» (1904 г.) Саши Шнайдера.

Кадр из фильма «Маяк» и иллюстрация Саши Шнайдера «Гипноз» (1904 г.)
Кадр из фильма «Маяк» и иллюстрация Саши Шнайдера «Гипноз» (1904 г.)

4. «Твин Пикс»

Культовый сериал 90-х, любовь к которому с годами все крепнет и находит новых поклонников. Визуальная эстетика сериала одновременно элегантная и деликатная, так и мистическая, символическая, пугающая. Если это снял Дэвид Линч, значит, нужно быть внимательнее – все не просто так, каждая деталь несет смысл. За смыслами и образами Линч обращался к художникам. Так, картины Эдварда Хоппера были вдохновением для создания небольшого загадочного городка Твин Пикс, в частности «Полуночники» (Nighthawks, 1942 г.). Кстати, Ридли Скотт также создавал свой нуар будущего в «Бегущем по лезвию» с отсылкой на эту картину.

"Твин Пикс" Девида Линча и картина Эдварда Хоппера «Полуночники» (1942 г.)
"Твин Пикс" Девида Линча и картина Эдварда Хоппера «Полуночники» (1942 г.)

Сильно повлияло творчество Френсиса Бэкона (упоминался выше) на режиссера. Сериал стал громким оммажем на работы художника, теперь же кажется, что смотришь сериал – видишь Бэкона, смотришь на Бэкона – видишь героев «Твин Пикс». Та самая красная комната создавалась по мотивам работы «Сидящая фигура» (1961 г.).

Картина Френсиса Бэкона «Сидящая фигура» (1961 г.) и Черный вигвам из "Твин Пикс"
Картина Френсиса Бэкона «Сидящая фигура» (1961 г.) и Черный вигвам из "Твин Пикс"

Такие истории заставляют внимательнее смотреть наши любимые фильмы и изучать их, ведь там дальше – целая вселенная.