Найти в Дзене
Mariana Italiana

"Весна" Боттичелли

Один из самых узнаваемых образов Италии - "Весна" Сандро Боттичелли. Ее можно увидеть на сумках и кружках, очечниках и футболках, на чехлах для телефона или планшета, сюжеты картины воспроизводят на ногтях и в виде татуировок. Образы картины настолько привлекательны, что даже кич делают вполне симпатичным. Но всю силу "Примаверы" можно понять только находясь рядом с ней.

Прежде всего удивляет то, что "Весна", которая оценивается сейчас как главное сокровище Уффицы, многие столетия была просто частью домашнего декора семейства Медичи, а ее автор считался не превзойденным рисовальщиком своего времени, новатором в технике и сюжетах, а лишь одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю. Картина находилась у семейства Медичи вплоть до угасания рода в 1743 году, сначала во Флоренции, а потом на "даче" в Кастелло. Далее она была скрыта в запасниках галереи Уффици, где ее оценили не очень высоко. Вновь она стала доступна только в 1853 году, когда ее отправили во флорентийскую Академию для изучения молодыми художниками. Вернулась она в Уффици только в 1919 году, таким образом, на протяжении около 400 лет ее мало кто видел, и лишь в начале XX века к ней пришли известность и слава. А в нашем веке, она стала одним из самых узнаваемых художественных образов в мире, повторив судьбу Моны Лизы Леонардо, "Сотворения Адама" Микеланджело, "Сикстинской мадонны" Рафаэля, "Поцелуя" Климта или "Черного квадрата" Малевича. Это уже не картина, это целая индустрия. Что впрочем ни коем образом не умаляет ее достоинств.

Второе удивление - размер холста, а это ни много ни мало - почти 2 на 3 метра. Художник заранее знал, где будет висеть картина - на высоте где-то двух метров от пола над спинкой сундука или кровати, поэтому нарисовал своих героев чуть более вытянутыми. Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. И этот эффект только усиливается благодаря высокому расположению картины. На открытках и в книжных иллюстрациях она кажется небольшим, но тщательно проработанным полотном с огромным количеством деталей. При этом полностью разглядеть эти детали можно только увидев картинку вживую, встав рядом с ее героями, проникнув внутрь той истории, которую она рассказывает.

"Весна" в галерее Уффици
"Весна" в галерее Уффици

"Примавера" была создана в 1482 году как подарок Лоренцо Великолепного к свадьбе племянника Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, друга Сандро Боттичелли, с Семирамидой Аппиани, племянницей Симонетты Веспуччи. Как свадебный дар - это пожелание благополучия, роста семьи и благосостояния. Вся картина - это гимн весны и богатства, восславление семьи и любви. Это своеобразный стоп-кадр, на котором художник запечатлел своих современников: в Меркурии видят жениха - Лоренцо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него — его невесту Семирамиду. По другим версиям, Меркурий - это сам Лоренцо Великолепный или его брат Джулиано, а среди остальных персонажей можно найти прекраснейших женщин Флоренции того времени: Симонетту Веспуччи, Лукрецию Донати, Фьоретту Горини.

Сюжет картины распадается на несколько историй.

Боттичелли, создавая образы своих персонажей, опирался на отрывок из поэмы Овидия:
"Флорой зовусь, а была я Хлоридой…
Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,
Он полетел за мной: был он сильнее меня…
Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,
И на свой брачный союз я никогда не ропщу.
Вечной я нежусь весной, весна — это лучшее время:
В зелени все дерева, вся зеленеет земля.
Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных…
Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,
Так мне сказав: "Навсегда будь ты богиней цветов!"
Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду,
Я никогда не могла: нет и числа их числу…
Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая,
Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои
.

Сначала мы видим преследование Зефиром Хлориды. Ее имя в переводе с древнегреческого обозначает цвет - "желто-зеленый", "бледно-зеленый", "бледный", цвет зарождающейся, первой зелени. Эта нимфа, по преданию, жила в Элизии, той части загробного мира, где царила вечная весна. Однажды на нее обратил внимание бог западного ветра, посланник весны Зефир. Сделав ее своей супругой, он превратил ее из скромной нимфы в блистательную богиню цветов, расцвета, весны и полевых плодов, подарив возможность из уст рассыпать на землю цветы и травы.

Зефир, превращающий Хлориду во Флору
Зефир, превращающий Хлориду во Флору

Далее в центр внимания входит Флора, богиня весны, от которой зависит, насколько хорошо будут цвести посевы и, соответственно, насколько хорошим будет урожай, насколько богатым будет год. Ее платье сплошь украшено цветами, которые она щедро рассыпает вокруг. С появлением богини голые деревья начинают зеленеть, а земля просыпается от зимнего сна, холода сменяются теплом.

Еще одним источником для Боттичелли являлся фрагмент из поэмы Лукреция "О природе вещей":
Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый
Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками все наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковер, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.

Продолжением этой истории является представление харит (или граций), трех богинь весны и изобилия. Будучи олицетворением изящества, привлекательности, красоты, блеска, эти девы - даровали вдохновение и радость, ликование, освобождение и наполненность жизни. Сенека описывал их как лучезарных девушек, обнаженных или одетых в свободные одежды, они воплощали собой тройственный аспект щедрости: оказание благодеяния, получение благодеяния и оплату благодеяния. Флорентийские философы, а с ними возможно и Боттичелли, видели в них олицетворение трех фаз любви: красота, возбуждающая желание, которое приводит к удовлетворению. По другой традиции, идущей от Полициано, Аглая, Евфросина и Талия - это целомудрие, красота и любовь (castitas, pulchritudo, amor).

Три грации и Меркурий
Три грации и Меркурий

Рядом с харитами стоит Меркурий, тот самый "Венеры крылатый вестник" из поэмы Лукреция. Бога-покровителя торговли легко отличить по характерным атрибутам: шлем, крылатые сандали и жезл кадуцей. По замыслу Боттичелли - это охранник волшебного сада (поэтому у Меркурия появился еще и меч), который за неимением основной работы занимается тем, что кадуцеем разгоняет тучи.

В центре картины - Венера, богиня любви. Ее главенство художник подчеркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта и апельсиновых деревьев (атрибуты богини и символы супружеской верности). Над Венерой парит Амур с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.

Венера - владелица этого сада прекрасного сада. Все действие происходит на поляне в апельсиновом саду, которая усеяна цветами. Ботаники насчитали более 500 растений, относящихся к более чем 170 видам, которые и по ныне весной распускаются в Тоскане.

По одной из трактовок, "Весна" представляет собой аллегорию, где под властью Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с ее жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир — Хлорида — Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия — вверх.

"Весна" Сандро Боттичелли
"Весна" Сандро Боттичелли

Сама фигура богини и просветы вокруг нее, образующие арку, поминают многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Религиозные версии исходят из того, что на самом деле речь идет не о Венере, а о Мадонне, а сад представляет собой Hortus conclusus или "закрытый, запертый сад", являющийся символическим обозначением Девы Марии. В логике этой версии, правая часть картины - это аллегория плотской любви, а левая — аллегория любви к ближнему, но высшая любовь в центре — любовь к богу.

Еще одна версия рассматривает изображение на картине как три этапа путешествия по земному Раю: вхождение в Мир, путешествие по Саду и исход на Небеса.

Картина, хотя и является произведением изобразительного искусства, музыкальна. Рассматривая персонажей картины справа налево, можно увидеть ритм 3-1-3-1, при этом восемь персонажей картины рассматриваются как ноты: Зефир соответствует "до", Хлорида — "ре", и так далее, а Меркурий — опять "до", но на октаву выше.

Яркость и наполненность картины вызвала многочисленные споры ученых о тайных смыслах, которые зашифровал Боттичелли. Одни видят в ней своеобразную карту Италии или Тосканы, где Флора - это Флоренция, а каждый персонаж - отдельный город. Другие высказывают алхимические и астрономические гипотезы, литературные и исторические версии, философские обоснования. В результате, как написала историк искусства Глория Фосси, "это одна из самых описанных и самых противоречивых картин в мире".

При всех спорах ученых главным остается одно - это волшебная картина, настоящая "Весна", которая более 500 лет дарит свою красоту всем, кто ее видел (не обязательно вживую), дарит надежду на любовь, на вечность.