Найти в Дзене
Арт с котом

Неизвестный Валентин Серов: дикие львы, Лев Толстой и его жена (с которой Серов рассорился)

Того самого Серова, автора "Девочки с персиками"

Валентин Серов. Голова льва. Гравюра. 1896. Пермская государственная художественная галерея
Валентин Серов. Голова льва. Гравюра. 1896. Пермская государственная художественная галерея

Бывает так, что знаменитые портретисты устают и от своего жанра-кормильца, и от заказчиков - и хотят изменить портрету. Например, выдающийся британский портретист Томас Гейнсборо сбегал от необходимости писать лица (за что ему очень хорошо платили) в пейзажи, от написания которых он получал удовольствие. Наш Валентин Серов пейзажами тоже баловался, но самым любимым его занятием было рисование животных, наблюдение за ними.

«Ужас до чего скучные, - звери лучше, красивее и веселее, и просто лучше», - говорил Серов. В его альбомах масса набросков животных - от кур до лошадей. Лошади с детства были его любимцами. А второй его слабостью из мира животных стали львы - при любой возможности Серов отправлялся в зоологический сад и наблюдал за хищниками часами.

Среди набросков Валентина Серова нашёлся и сам Лев Николаевич Толстой. К сожалению, на сайте музея не обнаружилось никаких пояснений о содержании и происхождении этого наброска с проектом памятника Толстому. Зная Валентина Серова, предположу, что это шутка, шарж (Валентин Александрович нередко рисовал карикатуры). И, вероятно, иронизирует он не столько по поводу писателя, сколько по поводу какого-то коллеги: неразборчивая надпись содержит имя автора памятника и человека, который этот памятник одобрил, - и это фамилии длиннее, чем "Серов". Видимо, это какая-то карикатура, которая была понятна в тот момент в кругу художников. И набросал Серов её наверняка за пару минут - во время какого-нибудь дружеского ужина.

А! Возможна ведь и такая версия: Серов напророчил появление скульптора Церетели. Посмотрите, сколь огромен этот земной шар с восседающим на нём Толстым - гораздо выше зданий, попавших на рисунок.

Валентин Серов. Проект памятника Толстому. Начало ХХ века. Бумага, карандаш. 35х22 см. Государственный музей Л.Н. Толстого
Валентин Серов. Проект памятника Толстому. Начало ХХ века. Бумага, карандаш. 35х22 см. Государственный музей Л.Н. Толстого

Если серьёзно, то Валентин Серов - коротко и не очень удачно - соприкасался и с творчеством Льва Толстого (ниже иллюстрация к его рассказу), и с ним самим - когда писал портрет его жены Софьи Андреевны. И с портретом этим вышла неприятная история: после неё Толстые с Серовым больше не общались.

Валентин Серов. Лев и собачка. Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого. 1900-е. Бумага, гуашь. 17,2х15 см. Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова
Валентин Серов. Лев и собачка. Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого. 1900-е. Бумага, гуашь. 17,2х15 см. Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова

С Толстыми был близок Илья Репин, наставник Серова - видимо, это он в 1892-м году помог Валентину Александровичу получить заказ на написание портрета Софьи Андреевны, супруги Льва Николаевича. Серову только 27 лет. Но ун уже заявил о себе: уже написаны и "Девушка, освещённая солнцем", и "Девочка с персиками". Поначалу всё идёт хорошо: в письме сестре Софья Андреевна жалуется, что тяжело позировать Серову по три часа в день, но результат её нравится - портрет "удивительно похож".

Валентин Серов. Портрет графини Софьи Андреевны Толстой. 1892. Холст, масло. 112,0х92,0 см. Музей - усадьба "Ясная Поляна". Софье Андреевне на этом портрете 48 лет.
Валентин Серов. Портрет графини Софьи Андреевны Толстой. 1892. Холст, масло. 112,0х92,0 см. Музей - усадьба "Ясная Поляна". Софье Андреевне на этом портрете 48 лет.

А потом что-то пошло не так. И о готовом портрете Софья Андреевна писала уже следующее:

- Лев Николаевич заказал художнику Вал. Серову мой портрет масляными красками. Я позировала почти ежедневно, и портрет, начатый прекрасно, Серов потом испортил. Да и позу он мне, живой и бодрой, придал какую-то мне несвойственную, развалившуюся. Всего было 19 сеансов, и, когда Серов решил, что портрет окончен, он просил дать ему 800 руб. вместо вперед уговоренных 600 руб. Это показалось нам странно и неделикатно.

Удивительно, что, проведя столько времени в доме Толстых (19 сеансов!), Серов даже в блокноте не сделал набросков самого писателя. Возможно, дело в том, что великого Льва он в доме Толстых и не обнаружил. Возвращаясь после сеансов домой, Серов рассказывал, что Лев Николаевич выглядел несчастным и расстроенным, а его сыновья вели себя неподобающе. Может, сочувствуя Толстому, Серов был зол на всю его семью, включая Софью Андреевну, - оттого и портрет не вышел? Впрочем, едва ли у самого художника был ответ на этот вопрос.