Найти тему

Ингуши и чеченцы - АЛАНЫ?

Согласно археологическим данным, аланы были широко расселены на территориях Ингушетии и Чечни, и их материальная культура относилась к древне-вейнахской. 

-2

На представленной здесь археологической карте из книги Р. Арсанукаева "Вайнахи и аланы", составленной еще при СССР, отчетливо заметно, что исследованные территории Ингушетии и Чечни буквально были нашпигованы аланскими поселениями – как равнинные так и горные, хотя значительное большинство горных территорий так и оказались за пределами исследований. 

На данной карте черными треугольниками обозначены аланские укрепленные поселения, а черными кружками - простые аланские поселения, находивщиеся на территориях Ингушетии и Чечни и имевщие древне-вейнахское археологическое происхождение.«На территории современной Чечено-Ингушетии в настоящее время известно 150 бытовых памятников I — ХIII вв. Это определенно свидетельствует о большой плотности населения здесь в исследуемое время. Об этом говорит и арабский географ Х в. н.э. Масуди при описании Алании, под которой он подразумевает и территорию Чечено-Ингушетии: “царство аланов граничит с царством Серир” и “представляет беспрерывный ряд поселений настолько смежных, что если кричат петухи, то им откликаются другие во всем царстве, благодаря смежности и, так сказать, переплетению хуторов”1. Кстати, картографирование бытовых памятников известных на исследуемой территории показывает, что они действительно располагаются на незначительном расстоянии друг от друга.

Следует отметить, что бытовые памятники Чечено-Ингушетии, к сожалению, почти не изучены (частичные стационарные археологические раскопки производились лишь на Алхан-Калинском городище). В общей сложности на территории Чечни и Ингушетии нами учтено 151 бытовых (81 городище и 70 поселений) памятников на которых выявлен материал, датируемый, I -ХIII вв. н.э. Их действительное количество, вероятно, значительно больше, так как специальные целенаправленные работы по их выявлению на территории Чечено-Ингушетии (особенно в горной зоне) не проводились.» (Вайнахи и Аланы, Р. Арсанукаев, гл. III, Памятники аланской материальной культуры на территории Чечено-Ингушетии). 

Как пишет Р. Арсанукаев, на территориях вейнахов (чеченцев и ингушей) обнаружено большое количество остатков поселений принадлежавших древним аланам, но их возможное количество может быть намного больше, поскольку никто еще не проводил целенаправленные работы по их выявлению, особенно в горах. Хотя к горам у археологов должно быть более пристальное внимание, учитывая нахождение там в Средние века аланской столицы Маас. 

Восточная граница аланской материальной культуры в горах и на равнине Чечни доходит до Дагестана, и даже заходит на ее территорию.

"В последнее время на территории юго-восточной Чечни, вплоть до границы с Дагестаном, в результате археологических раскопок открыты новые катакомбные могильники, которые в научной литературе связывают с аланами132." (Р. Арсанукаев, Вайнахи и аланы, гл. II).

"Судя по имеющимся археологическим данным, аланы на территории Дагестана обитали, по-видимому, двумя основными группами. Одна из них вплоть до VIII-IX вв. занимала равнину до р. Сулак, вторая - район южнее Дербента. Аланские памятники Северного Дагестана географически расположены очень близко к аланским памятникам Чечено-Ингушетии, особенно к сунженским и гудермесским городищам 198. Вполне возможно, что дальнейшие археологические исследования в районе между Сулаком и Гудермесом также выявят аланские памятники. Тогда можно будет с большей уверенностью говорить о восточной границе аланской культуры по р. Сулак, где последняя соприкасалась и смешивалась с местной культурой Дагестана." (В. А. Кузнецов, Аланские племена Северного Кавказа, Москва, 1962, стр. 35).

Изначальные аланы являлись коренными горцами Кавказа, не имевшими отношения ни к иранцам, ни к тюркам. Так, И. А. Деген-Ковалевский писал, что название "алан" изначально являлось названием коренных кавказских племен ("северокавказские яфетиды"), в состав которых впоследствии могли включиться и представители другого народа или других народов.

«Б.Е. Деген-Ковалевский, отрицая узкоэтнический характер термина “аланы”, вместе с тем считает его изначальным именем кавказских племен. В результате анализа данных письменных источников и материалов археологических раскопок он пришел к выводу, что аланы сложились “из весьма разнородных, по-видимому, элементов, в которых ведущую роль играли северокавказские яфетиды под исконным именем алан, хотя и наполнившимся теперь иным, новым содержанием43.» (Р. Арсанукаев, Вайнахи и аланы, гл. I). Л. А. Мацулевич писал, что нет оснований полагать, что аланы являлись пришельцами на Кавказе.

"Предполагаемый приход аланов в северокавказские области не может быть оправдан археологическими материалами. Больше того, это опровергается фактическими показаниями кубанских и донских городищ, могильников и курганов. О таких изменениях в материальной культуре, какие позволили бы говорить о новых пришельцах, даже смене населения страны, ни в то время, ни во время, предшествующее появлению аланов в письменной истории, данных не имеется." (Л. А. Мацулевич, Аланская проблема и этногенез Средней Азии // Советская этнография, VI-VII, 1947, стр. 139).

"Говорить об аланах как о недавних пришельцах, чуждых Предкавказью, нет оснований." (Л. А. Мацулевич, Аланская проблема и этногенез Средней Азии // Советская этнография, VI-VII, 1947, стр. 140).

На территориях поближе к степям аланские укрепленные поселения, призванные защищать население от вторжений, заметно превалируют над простыми незащищенными аланскими поселениями. Это значит, что район границы со степями для аланов был опасным и напряженным, и поэтому здесь явно превалируют именно защищенные поселения.

В то же время на равнине, прилегающей к горам, к югу от реки Сунжи уже простые аланские поселения превалируют над защищенными поселениями, что свидетельствует о том, что этот район был более безопасным для аланов. Однако в предгорьях и в горах простые аланские поселения значительно превалируют над защищенными поселениями, что говорит о том, что горы были намного безопаснее для аланов, нежели прилегающие к горам равнины и тем более районы, прилегающие к степям.

"(...) к северу от Терского хребта, по правому берегу р. Терек находится 20 городищ (76,9 %) и 6 поселений (23,1 %). По левому берегу р. Сунжи - 15 городищ (71,4 %) и 6 поселений (28,6 %). К югу от р. Сунжи - 43 городища (43,9 %) и 55 поселений (56,1 %). Из них 31 городище (70,45 %) и 13 поселений (29,55 %) расположены на территории шириной до 15 км, примыкающей к р. Сунже с юга по всему ее течению. Непосредственно в предгорьях и, отчасти, в горах - 12 городищ (22,22 %) и 42 поселение (77,78 %)." (Р. Арсанукаев, Вайнахи и аланы, гл. III).