Найти в Дзене
maandarrin

Буква А

На повестке дня буква "А".

Последние сто лет задали эстетике совершенно новую задачу: объединяет ли понятие «искусство» «Илиаду» и «Фауста» и «Парфюмера», «Сикстинскую Мадонну» и «Черный квадрат»? Одним ли делом были заняты Микеланджело и некто Марсель Дюшан, поместивший на выставку купленный писсуар в качестве экспоната под названием «Фонтан»?

АНТИИСКУССТВО - Считается, что этот термин, обозначающий новые революционные формы искусства, впервые применил около 1914 года Mаpceль Дюшан.

Марсель Дюшан
Марсель Дюшан

Примером антиискуства может служить сделанная им непристойная надпись и усы добавленные к репродукции картины Мона Лиза Леонардо да Винчи. Термин включает также большинство анархических экспериментов дадаистов. Впоследствии термин использовали концептуалисты 1960-х годов для обозначений творчества художников отказавшихся от традиционной практики искусства или по крайней мере, от создания произведении, предназначенных на продажу. Выставка Джона Балдессари, на которой экспонировался пепел сожженных полотен, воспринималась как типичное проявление антиискусства.

Одна из работ Марселя Дюшан
Одна из работ Марселя Дюшан

Мы имеем здесь дело с деятельностью, противоположной искусству, деятельностью, направленной на создание безобразного, – антиискусством. Именно так и следует его называть, не поддаваясь приманкам самоназваний «авангард», «модернизм», «пост-модернизм», «неклассическое искусство» и т. д. Это антипод, а не разновид­ность искусства. К его появлению привело систематическое нарушение эстетиче­ских норм в искусстве, вызванное в основном сугубо экономическими причинами – вторжением рынка в чуждую ему сферу творчества.

Еще в 1899 г. И. е. Репин (1844–1930) поставил диагноз: «Биржевая цена – вот чем теперь определяются достоинства художественного произведения. Кар­тинные торговцы должны заменить профессоров: им известны потребности и вку­сы покупателей. Они создают славу художникам... Пресса, великая сила, тоже в их руках... Возбудить ажиотаж к картинке и нажить состояние – вот тайна современ­ного успеха художественного произведения». Удивительно современно звучат слова Репина о том, что в наши дни называется «раскруткой» знаменитостей: «Без гения, без божка, конечно, им нельзя обойтись» – умер один божок (П. де Шаван), на его место назначается другой (Э. Дега).

Искусство или антиискусство?
Искусство или антиискусство?

В 1960-е гг. это было сенсацией: «То расстояние, которое человеческая культу­ра в величайшем творческом напряжении прошла от питекантропа до Фауста, преодолевается абстракционистами в обратном направлении с бездумной лег­костью. Западная пресса уже не в состоянии отличить “художества” Дебюффе и Поллока от продуктов “творческой” деятельности обезьян. Не так давно англий­ский журнал “Studio” поместил статью “Живопись шимпанзе”, в которой расска­зывается о том, что в мире есть уже 32 обезьяны, занимающиеся “живописью”, по­хожей на подражание ташизму и абстрактному экспрессионизму».

Художником Пьером Брассо на поверку оказался четырёхлетний шимпанзе Питер
Художником Пьером Брассо на поверку оказался четырёхлетний шимпанзе Питер

Как классичны были 1960-е гг.: всего-то 32 обезьяны-художника! Теперь не то. В Москве в 2004 г. проходит выставка «Animalstar». «Обезьяны, слоны и свиньи пользуются для выражения своих чувств разными средствами – мелками, гуашью, масляной краской, карандашами, фруктовым соком или кашей, оставлен­ной после завтрака... Свинья Лера рисует рылом, окуная его в акварель или гуашь, и при этом хрюкает от удовольствия... Самые спокойные художники – гигантские улитки. Они могут часами ползать по листу белой бумаги, не подозревая, что их снизу намазали краской». Какими бы умильными пошлостями вроде «лучше по­нять наших соседей по планете» ни мотивировалась организация подобных выста­вок, их двигатель – стремление к прибыли. Свиней будут считать художниками, пока есть богатые снобы, покупающие их продукцию.

Ничто человеческое им не чуждо
Ничто человеческое им не чуждо

«Все эти дикости современного стиля – неизбежное выражение однажды принятой точки зрения, согласно которой задача художественного творчества не заключается больше в изображении мира».

Чем плохо антиискусство? Может быть, принять принцип «каждому – свое»? Кому – Пушкин, кому – Пригов? В том-то и дело, что это невозможно. Антиискус­ство выполняет задачу, противоположную задаче искусства, – отучает нас видеть красоту мира и отличать ее от безобразия. Красота остается в мире, сама по себе, но исчезает для нас, мы эстетически слепнем и глохнем. Поэтому о вкусах спорят.

Спасибо всем тем, кто дочитал статью до конца!