Найти в Дзене
Зуунгар Ирвэс

Хунну - предки монгол

В этой теме хочу разобрать родословную первых Хуннских Шаньюев.

Обратимся к китайским источникам. В 89-м цзюане "Хоу Хань Шу"(История  Поздней Хань) относительно южных хуннов сообщается так, "Шаньюй происходит из фамилии Сюйляньти , а из других знатных фамилий имеются Хуянь, Сюйбу, Цюлинь и Лань. Фамилия Хуянь относится к левой, а Лань и Сюйбу - к правой стороне. " А в "Цянь Хань Шу" в 94-м цзюане о хуннов периода Маодунь шаньюя, сообщается что, "單于姓虛連題。[二]異姓有呼衍氏、須卜氏、丘林氏、蘭氏[三]四姓,為國中名族,常與單于婚姻。呼衍氏為左,蘭氏、須卜氏為右"- (шаньюй происходит из фамилии Люаньди (кит. 挛鞮). В их государстве его именуют "Чэнли гуду шаньюй". Сюнну называют небо чэнли, а сына гуду. [Слово] шаньюй означает "обширный" и показывает, что носитель этого титула обширен, подобно небу) [Таскин 1989: 33]

Название правящего рода шаньюев хуннской державы – Сюйляньти (кит. 虛連題) является монгольским Хоридай (монг. qoridai ).

И интересен тут также род Хуянь. Это племя Хиян (Хиат) - Борджгины. То есть связь с Хунну средневековые монголы не потеряли. Но, я хочу поговорить о Хори.

Монгол сэрэгшэн
Монгол сэрэгшэн

Итак, по реконструкции одного из крупных специалистов С.А.Старостина наш сюйляньти выглядит примерно как -  ha-ran-dē. На бурятском, монгольском, калмыцком языках все тут понятно Хоридай.

Расматриваемая нами изоглосса состоит из трех слогов. Сюй+лянь+ти. Начальный слог 虛сюй, как мы считаем, передает древнемонгольский qo-, или qu- звук. Вторым 連 лянь слогом китайские летописцы передавали слог –ри алтайских языков. Например, в передаче таких слов как Цилянь (кит. 祁连), Чилянь (кит. 敕連 – титул жоужаньского хана Ути) слог лянь использовался в передаче –ри.

Лянь китайский летописец обозначал именно –ри.

Последний слог 題 ти мы реконструрируем как –дай. Известно что средневековые монголы суффиксом –дай, дэй обозначали принадлежность мужчины к какому либо роду.

Название хуннского правящего дома сюйляньти является передачей монгольского слова хоридай (монг. qoriyadai, qoridai варианты на бур. языке хорёодой, хоридой)

Шара-нохой  (тотем Хори Желтая собака). К Алан-Гоа проникал Тэнгэри и превращался в желтую собаку. Явный тотемизм, который сохранили Хоринцы до сих пор.
Шара-нохой (тотем Хори Желтая собака). К Алан-Гоа проникал Тэнгэри и превращался в желтую собаку. Явный тотемизм, который сохранили Хоринцы до сих пор.

Также сам Хуннский Шаньюй записал или приказал записать его фамилию, более верно и точнее.

В 407 году в Хэси в нынешнем Ордосе АРВМ КНР, южнохуннский князь Лю Бобо основал еще одно варварское государство северных кочевников, назвав его Ся [Таскин В.С.). Сын южнохуннского князя Лю Вэйчэня, Бобо был потомком Маодунь шаньюя и сследовательно он происходил из рода сюйляньти. Хэлянь Бобо сменил свою фамилию Лю, принятое вследствии окитаизации его предков, на Хэлянь. Он задумал воскресить былую хуннскую державу и отрицал все китайское. Хэлянь Бобо заявлял: "Мы пропадем, если запремся в каком-нибудь городе. Будем носиться, как ветер степной, кидаясь на голову врага, если он бережет хвост, нападая на хвост, когда он прячет голову. Утомим и изнурим их, и через десять лет весь Север будет наш. Вот умрет Яо Син, сын которого туп, и тогда я возьму Чанъань"

Хэлянь (кит. 赫連) – название правящего рода сюннуской династии Ся, можно считать другим вариантом передачи нашего сюйляньти и хори.

В отличии от китайских летописцев, которые не смогли различать суффикс –дай, дэй, указывающий на родовую принадлежность мужчины, Хэлянь Бобо сам восстановил свою фамилию и диктовал. Поэтому тут нет –ти. По Старостину начальный слог хэ (кит. 赫) в тот период звучало примерно как hẹ̄k [С.А.Старостин, http://starling.rinet.ru ]. А вторым слогом лянь 連, как мы уже разобрали, китайские канцеляристы передавали –ри. И мы видим, что хэлянь это тот же хори.

Манай Эзэнбогд Чингис.
Манай Эзэнбогд Чингис.

А, теперь я хотел бы вернуться к ССМ. Там говорится, что Алан-Гоа была из знатнейшего рода из Хори. А её супруг Добун мэргэн был из рода хиян (монг. kiyan). Видимо правы были те исследователи которые идентифицировали хуннский знатный род хуянь (кит. 呼衍) с монгольским хиян-ом [Г.Сүхбаатар, 1972]. И свидетельство из "Шицзи" о том, что род шаньюя часто заключает брак с родом хуянь, подтверждается вот этими первыми параграфами ССМ. Северными Хунну будут управлять уже Хияны, предки Хабул-хана, Хайду-хана, Чингисхана.

И ведь действительно все монголы-нируны вели своё происхождение от Алан-Гоа, сама она была из племени Хори. Помимо этого нируны пытались через мифологию, показать будто все нируны, получили власть от Хоринских Шаньюев через небо. В гэр проникал Тэнгэри и превращался в желтую собаку. Желтая собака (Шара Нохой) это тотем Хори.

Монгольские народы прекрасно помнили своё Хуннское происхождение.

Поет Бурят-Монгольский улигэршин Бура Барнаков. На 13 секунде он поет Нашин Хубуун Шаньюдай (Сокол Удалец Шаньюй). Это наша память о наших предках Шаньюях, Хунну. Буряад-Монголнууд, Халх-Монголнууд, Ойрад-Монголнууд, Овор-Монголнууд, Хазар-Монголнууд бидэ ХYНYYД, бидэ Хоринууд.

"Возрождаются те, кто преклоняется перед Предками.
Вымирают и приходят в упадок те, кто преклоняется перед низшими.
Становятся чужими те, кто преклоняется перед чужестранцами".
Эпиграф к главе XVII, "Алтан Тобчи" Мэргэн гэгээна