В этой теме хочу разобрать родословную первых Хуннских Шаньюев.
Обратимся к китайским источникам. В 89-м цзюане "Хоу Хань Шу"(История Поздней Хань) относительно южных хуннов сообщается так, "Шаньюй происходит из фамилии Сюйляньти , а из других знатных фамилий имеются Хуянь, Сюйбу, Цюлинь и Лань. Фамилия Хуянь относится к левой, а Лань и Сюйбу - к правой стороне. " А в "Цянь Хань Шу" в 94-м цзюане о хуннов периода Маодунь шаньюя, сообщается что, "單于姓虛連題。[二]異姓有呼衍氏、須卜氏、丘林氏、蘭氏[三]四姓,為國中名族,常與單于婚姻。呼衍氏為左,蘭氏、須卜氏為右"- (шаньюй происходит из фамилии Люаньди (кит. 挛鞮). В их государстве его именуют "Чэнли гуду шаньюй". Сюнну называют небо чэнли, а сына – гуду. [Слово] шаньюй означает "обширный" и показывает, что носитель этого титула обширен, подобно небу) [Таскин 1989: 33]
Название правящего рода шаньюев хуннской державы – Сюйляньти (кит. 虛連題) является монгольским Хоридай (монг. qoridai ).
И интересен тут также род Хуянь. Это племя Хиян (Хиат) - Борджгины. То есть связь с Хунну средневековые монголы не потеряли. Но, я хочу поговорить о Хори.
Итак, по реконструкции одного из крупных специалистов С.А.Старостина наш сюйляньти выглядит примерно как - ha-ran-dē. На бурятском, монгольском, калмыцком языках все тут понятно Хоридай.
Расматриваемая нами изоглосса состоит из трех слогов. Сюй+лянь+ти. Начальный слог 虛сюй, как мы считаем, передает древнемонгольский qo-, или qu- звук. Вторым 連 лянь слогом китайские летописцы передавали слог –ри алтайских языков. Например, в передаче таких слов как Цилянь (кит. 祁连), Чилянь (кит. 敕連 – титул жоужаньского хана Ути) слог лянь использовался в передаче –ри.
Лянь китайский летописец обозначал именно –ри.
Последний слог 題 ти мы реконструрируем как –дай. Известно что средневековые монголы суффиксом –дай, дэй обозначали принадлежность мужчины к какому либо роду.
Название хуннского правящего дома сюйляньти является передачей монгольского слова хоридай (монг. qoriyadai, qoridai варианты на бур. языке хорёодой, хоридой)
Также сам Хуннский Шаньюй записал или приказал записать его фамилию, более верно и точнее.
В 407 году в Хэси в нынешнем Ордосе АРВМ КНР, южнохуннский князь Лю Бобо основал еще одно варварское государство северных кочевников, назвав его Ся [Таскин В.С.). Сын южнохуннского князя Лю Вэйчэня, Бобо был потомком Маодунь шаньюя и сследовательно он происходил из рода сюйляньти. Хэлянь Бобо сменил свою фамилию Лю, принятое вследствии окитаизации его предков, на Хэлянь. Он задумал воскресить былую хуннскую державу и отрицал все китайское. Хэлянь Бобо заявлял: "Мы пропадем, если запремся в каком-нибудь городе. Будем носиться, как ветер степной, кидаясь на голову врага, если он бережет хвост, нападая на хвост, когда он прячет голову. Утомим и изнурим их, и через десять лет весь Север будет наш. Вот умрет Яо Син, сын которого туп, и тогда я возьму Чанъань"
Хэлянь (кит. 赫連) – название правящего рода сюннуской династии Ся, можно считать другим вариантом передачи нашего сюйляньти и хори.
В отличии от китайских летописцев, которые не смогли различать суффикс –дай, дэй, указывающий на родовую принадлежность мужчины, Хэлянь Бобо сам восстановил свою фамилию и диктовал. Поэтому тут нет –ти. По Старостину начальный слог хэ (кит. 赫) в тот период звучало примерно как hẹ̄k [С.А.Старостин, http://starling.rinet.ru ]. А вторым слогом лянь 連, как мы уже разобрали, китайские канцеляристы передавали –ри. И мы видим, что хэлянь это тот же хори.
А, теперь я хотел бы вернуться к ССМ. Там говорится, что Алан-Гоа была из знатнейшего рода из Хори. А её супруг Добун мэргэн был из рода хиян (монг. kiyan). Видимо правы были те исследователи которые идентифицировали хуннский знатный род хуянь (кит. 呼衍) с монгольским хиян-ом [Г.Сүхбаатар, 1972]. И свидетельство из "Шицзи" о том, что род шаньюя часто заключает брак с родом хуянь, подтверждается вот этими первыми параграфами ССМ. Северными Хунну будут управлять уже Хияны, предки Хабул-хана, Хайду-хана, Чингисхана.
И ведь действительно все монголы-нируны вели своё происхождение от Алан-Гоа, сама она была из племени Хори. Помимо этого нируны пытались через мифологию, показать будто все нируны, получили власть от Хоринских Шаньюев через небо. В гэр проникал Тэнгэри и превращался в желтую собаку. Желтая собака (Шара Нохой) это тотем Хори.
Монгольские народы прекрасно помнили своё Хуннское происхождение.
Поет Бурят-Монгольский улигэршин Бура Барнаков. На 13 секунде он поет Нашин Хубуун Шаньюдай (Сокол Удалец Шаньюй). Это наша память о наших предках Шаньюях, Хунну. Буряад-Монголнууд, Халх-Монголнууд, Ойрад-Монголнууд, Овор-Монголнууд, Хазар-Монголнууд бидэ ХYНYYД, бидэ Хоринууд.
"Возрождаются те, кто преклоняется перед Предками.
Вымирают и приходят в упадок те, кто преклоняется перед низшими.
Становятся чужими те, кто преклоняется перед чужестранцами".
Эпиграф к главе XVII, "Алтан Тобчи" Мэргэн гэгээна