Гости Петербурга часто удивляются – откуда в городе, совсем недалеко от центра, появились гигантские полуживые промышленные территории? Почему именно заводы и фабрики, а не особняки, окруженные садами, со спусками к воде? Что будет с этими территориями в будущем?
Это сегодня девелоперы, оценивая локацию, обращают внимание на близость к воде, центру, используют историческую составляющую территории для «раскрутки» проекта и делают все для того, чтобы ее «оживить». Такова логика современного девелопмента.
Историческая логика заключалась, прежде всего, в функциональной нагрузке ландшафта. Предприятия, сформировавшие «серый пояс», в свое время были символом империи – ее силы, духа прогресса, а размещались у воды они только потому, что вода была способом транспортировки – по ней на заводы поступало сырье, в порты и на железную дорогу – готовая продукция. Таким образом, например, сложилась застройка Обводного канала. Кроме этого, собственники фабрик стремились купить недорогую землю в рамках города, либо за его пределами, но близко к нему.
Промышленный «бум» сформировал особенности городской картографии – рос так называемый «серый пояс», менялся архитектурный облик зданий, укреплялся индустриальный характер Петербурга. Он не спорил с парадной частью, хотя и являлся, по сути, его противоположностью.
Помимо Обводного канала, промышленные территории концентрировались в районах Нарвской, Московской застав, на Охте, Выборгской и Петроградской сторонах. В советские годы заводские территории перестраивались и расширялись, но не меняли своего назначения.
Для сегодняшнего инвестора открываются потрясающие возможности перестроить «серый пояс», превратив его в полноценные районы нового Петербурга. Финский залив, многие реки и каналы окружены промышленными зонами – зачастую здесь могли бы возникнуть видовые жилые и деловые комплексы. Эксперты давно считают такое многофункциональное развитие единственно верным решением развития этой территории.
Еще в 2016 году был проведен конкурс на разработку концепции преобразования «серого пояса» Петербурга. Проекты, представленные участниками, предполагали развитие зон в разных направлениях. Однако понимания, что из запланированного будет реализовано, до сих пор нет.
Заслуженный архитектор Евгений Герасимов, говорит об этом следующее: «Концепции, в основе которых находится только жилищное строительство или только деловой сити, сегодня несостоятельны». И с этим трудно не согласиться, так как новые территории не должны быть превращены в «люксовые» спальники – они могут стать «точками роста», местами притяжения тысяч петербуржцев. В то же время мы видим, как Петровский остров превращается исключительно в оазис элитной недвижимости без комплексного подхода к развитию.
Учитывая, что промышленные территории занимают почти 30% городских территорий, можно уверенно сказать, что работы для редевелопмента в городе много. И мы искренне надеемся, что смелые проекты будут реализовываться, а город получит новое развитие.