Вспомним, каким ВМФ обладал СССР конца 80-х годов, сравним его с флотом РФ, настоящего «розлива».
Сейчас много говорят и пишут о том, что Российский Флот переживает второе рождение, может противостоять любому противнику. Но так ли это? Давайте вспомним, каким флотом обладал СССР на начало развала Союза, который действительно мог дать отпор любому флоту, в любой точке мирового океана.
Итак, начнем…
На исходе 80-х годов Военно-морской флот СССР состоял из более чем 100 эскадр и дивизий. Общая численность моряков, включая морскую пехоту, составляла более 450 тыс. личного состава.
Всего, на конец 1988 года, ВМФ СССР насчитывал 1380 боевых кораблей (это без учета вспомогательных судов). Это был мощнейший флот «сверхдержавы».
Надводная линейка состояла из 160 кораблей морской и океанской зоны, 83-х атомных стратегических подводных лодок (ракетоносцев), имелось 113 атомных многоцелевых подводных лодок и 254 дизельных.
Подводные лодки по типу вооруженности: 79 подводных лодок, имеющих на вооружении баллистические ракеты (в том числе 64 атомные), 79 подводных крейсеров вооруженных крылатыми ракетами (в том числе 63 атомные), 80 торпедных многоцелевых подводных лодок (все атомные).
Надводные корабли по типу вооруженности: 4 авианесущих крейсера (авианосцы), 96 кораблей различного назначения (ракетные фрегаты, крейсеры и эсминцы), 174 малых противолодочных и сторожевых корабля, 623 тральщика и катера, 107 единиц десантных кораблей и различных катеров.
Кроме этого, на начало 90-х годов на судостроительных заводах Советского Союза строилось: два авианесущих крейсера (авианосца), один из которых - атомный, 11 подводных лодок с баллистическими ракетами (все атомные), 18 атомных многоцелевых подводных крейсера, 2 крейсера (один из них атомный), 7 дизельных подводных лодок, 10 больших противолодочных кораблей и эскадренных миноносцев.
Где же все базировалось?
Кроме границ СССР, разумеется, наши военно-морские базы и пункты материально-технического обеспечения находились (в различное время): Порккала Удд (Финляндия), Влера (Албания), Сурабая (Индонезия), Бербера (Сомали), Нокра (Эфиопия), Виктория (Сейшельские острова), Камрань (Вьетнам), Военно-морская база (ВМБ) Сьенфуэгос и узел связи ВМФ «Прибой» в местечке Эль-Габриэль (Куба), Росток (ГДР), Сплит и Тиват (Югославия), Свиноустье (Польша), Ходейда (Йемен), Александрия и Марса-Матрух (Египет), Триполи и Тобрук (Ливия), Луанда (Ангола), Конакри (Гвинея), Бизерта и Сфакс (Тунис), Тартус и Латакия (Сирия), Учебный полигон морской пехоты на о. Сокотра в Аравийском море (Йемен).
Все это, нашими «мудрыми» правителями 90-х годов было СДАНО без единого выстрела. В настоящее время, практически на всех перечисленных выше базах (за редким исключением) - расположены военно-морские базы США.
Многие сейчас говорят, что другого выбора на тот момент не существовало, что не было средств на содержание всех этих баз ВМФ, но я лично в это не верю. Как по мне - это была спланированная акция по уничтожению великой страны и ее могущественного флота и армии. Иначе как это объяснить? Работала промышленность, сельское хозяйство, ничего по сути не изменилось, но вдруг - все исчезло с прилавков… Страна в один момент из «супердержавы» превратилась в страну третьего мира. С начала 90-х, еще как минимум лет пять работало все производство, куда исчезало то, что производилось, если прилавки оказались пусты? Как объяснить то, что сегодня, когда 50% деревень просто исчезло с карты России - мы умудряемся продавать сельхозпродукцию, а в 90-е годы до голода доходило…
Но это совсем другая история, мы ее обсудим позже (в другой статье).
Вернемся к кораблям.
Что-же стало с огромным флотом, после развала СССР? Большинство из них - просто списали и порезали на металл!
Вертолетоносцы (проект 1123):
Первый из серии проекта 1123 крейсер «Москва», который входил в Средиземноморскую эскадру ВМФ СССР, был продан в Индию в мае 1997 года на металл.
Второй корабль проекта 1123 крейсер «Ленинград» в 1995 году увели на буксире в Индию, где в бухте города Аланга, его также разделали на металл.
Авианесущие крейсеры (проект 1143):
Головной корабль проекта авианесущий крейсер «Киев», которые относили к классу тяжёлых авианесущих крейсеров (ТАВКР), в 1993 году был выведен из состава ВМФ России в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт. В конце 90-х корабль был продан «неустановленным лицам» (кто бы сомневался), которые перепродали его правительству КНР за 8,2 млн долларов. В 2000 году корабль отбуксирован в порт Тяньцзинь (Китай), в нем теперь находится роскошный отель на 148 номеров разной категории.
Тяжёлый авианесущий крейсер «Минск», входивший в состав кораблей Краснознамённого Тихоокеанского флота, в 1995 году был продан в Южную Корею, которая перепродала его в Китай, где крейсер стал частью увеселительного военного парка Minsk World в Шэньчжэне.
Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск», входивший в состав Тихоокеанского флота, в 1993 году исключен из состава ВМФ, продан южнокорейской компании, которая порезала его на металл.
Тяжёлый авианесущий крейсер «Баку» (в 1990 году его переименован в «Адмирал флота Советского Союза Горшков»), он стал последним из кораблей проекта 1143, модернизированный и оснащенный новейшими российскими палубными самолётами - был продан в Индию (действительно, нам то он зачем).
Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг», который строился на верфях в Николаеве, после развала СССР отошел Украине, которая в 1998 году продала его в Китай. Они его «довели до ума» и в 2011 году приняли в состав ВМФ Китая под именем «Ляонин» (англ. Liaoning).
Тяжёлый авианесущий крейсер «Ульяновск»- также строился на заводе в Николаеве, но, в связи с отсутствием средства на его завершение - разделан на металл прямо на стапелях верфи.
Описывать судьбу остальных кораблей нет возможности, их очень много и судьба их сложилась по разному, в основном - также печально.
Что же мы имеем в «сухом остатке» ?
Единственным авианосцем (авианесущим крейсером), который теперь доживает свой век у причалов холодного моря - стал «адмирал флота … Кузнецов» (который чудом не пошел на дно при ремонте).
Кроме этого, по состоянию на начало 2020 года в строю:
Подводные лодки в количестве 68 единиц
в том числе: атомные с баллистическими ракетами -11, атомные с крылатыми ракетами -9, атомные многоцелевые -17, атомные специального назначения - 8, дизельные подводные лодки - 23)
Надводные корабли в количестве 219 единиц
в том числе: авианесущий крейсер -1, атомные ракетные крейсеры -2, Ракетные крейсеры -3, Большие противолодочные корабли -9, Фрегат - 1, Эскадренные миноносцы - 4, Другие виды кораблей и катеров -199)
США называет ВМФ России - «Флотом зеленой воды». Аналитики США считают, что уже в ближайшем будущем у России не останется Кораблей, способных нести службу в водах мирового океана. По причине отсутствия финансирования - вышедшие из службы тяжелые корабли будут заменяться меньшими судами, способными нести службу только в прибрежных зонах.
Напротив, США и Китай наращивают группировку кораблей, способных эффективно нести службу в любом регионе мирового океана.
Данное высказывание, на мой взгляд - оскорбительно, но, не лишено здравого смысла. Действительно, в последнее время мы видим, как спускаются «на воду» для нужд ВМФ только маломерные суда.
Новый авианосец «Шторм» пока только есть на бумаге. Проект уже неоднократно менялся и конечные перспективы его реализации весьма туманны. Пока мы только видим выступления высших чинов от МО РФ и Крыловского государственного научного центра (КГНЦ). «Король океана», его называют, но станет ли он действительно «Королем», или так и останется очередным нереализованным пафосным проектом России - время покажет.
Многие Российские аналитики сейчас утверждают, что авианосцы вообще не нужны, его можно легко уничтожить современными ракетами «Циркон» и так далее. Но мы же прекрасно понимаем, что уничтожение авианосца неминуемо повлечет за собой глобальный конфликт между РФ и США, на это, естественно, никто не пойдет. А для демонстрации военной мощи и решения любых локальных задач, в любой точке океана - авианосец не заменим.
Иначе, для чего гоняли наш разваливающийся «Адмирал Кузнецов» к берегам Сирии?
Если такие корабли не нужны сейчас, почему его дальний поход у нас по всем каналам освещали, как «победу над мировым империализмом»?
Для завершения, на 2020 год по другим странам:
США имеет в строю 11 авианосцев (два из которых - атомные), большинство из них постоянно несут службу в водах мирового океана (демонстрируют Флаг, как говорят). За всю историю США было создано всего 80 авианосцев.
Китай имеет в строю 2 авианосца (оба родом из бывшего СССР). По два авианосца также имеют Италия и Испания.
По одному авианосцу, кроме России, имеют Бразилия, Франция, Таиланд, Индия и Великобритания.
А как вы считаете, нужны ли России авианосцы? Либо стоит порезать на металл последний и строить корабли малого класса, для обороны прибрежных вод?