Камеры на дорогах по уровню народной ненависти к ним могут сравниться с "Единой Россией". Кто и сколько на них зарабатывает, где ставить их нельзя и насколько все это вообще законно - разбираемся в материале "ГородовNews".
Десять дней назад в Екатеринбурге на 6-м километре дублера Сибирского тракта избили и ограбили девушку-оператора мобильного комплекса фотофиксации. Двое мужчин проходили мимо камеры и повалили ее на землю. Девушка, которая следила за техникой, вышла к ним навстречу и получила по лицу несколько ударов. Затем мужчины стали бить оператора палками и пинали ее по голове. Пострадавшей рассекли бровь и забрали у нее сотовый телефон. После этого спокойно пошли дальше. Но уйти далеко им не удалось: их задержали в алкомаркете неподалеку.
Не оправдывая молодчиков, напавших на девушку, можем заметить, что к этим камерам на треногах есть очень много вопросов...
Кто зарабатывает на этих камерах?
Ненависть к камерам на треногах понятна: складывается устойчивое впечатление, что ставят их не за тем, чтобы снизить аварийность, а чтобы заработать на штрафах. Особенное недоумение возникает в связи с тем, что подобным заработкам на штрафах занимаются частные компании.
Как это происходит? Какая-нибудь фирма, сумевшая добиться такой возможности заключает государственное концессионное соглашение с государством и затем приобретает и обслуживает видеооборудование за свой счет, а ГИБДД указывает ему места установки видеокамер на треногах. Где камеры ставить нельзя - мы написали дальше.
Почему треноги с камерами не обозначаются на дороге специальными предупреждающими знаками?
Согласно статье 8.23 ПДД, в зоне видеофиксации должен быть установлен специальный знак, но не указано, с какими средствами он устанавливается. Поэтому установщики руководствуются ГОСТ Р 52289-2004, согласно которому мобильные технические средства фиксации ПДД (а треноги – именно мобильное средство) знака не требуют. В любом случае, из-за отсутствия предпупреждающих знаков все это и выглядит не как забота о безопасности движения, а как система заработка на штрафах. Более того, эти камеры всегда еще и маскируют: в придорожной лесопосадке, за поворотом или за кузовом автомобиля.
Где нельзя ставить эти камеры?
Закон содержит ограничения, которые, впрочем нередко нарушаются. Помните, согласно правилам использования видеокамер фиксации ПДД, мобильные камеры можно ставить только на прямом участке дороги до 50-60 метров, камера должна быть установлена не ближе 3 и не далее 17 метров от дороги, не должна быть скрыта, а угол поворота объектива настроен по ориентиру (параллельно кромке дороги). Кроме того, эти камеры нельзя ставить там, где уже есть стационарные (государственные) камеры видеофиксации.
Сколько частные фирмы зарабатывают на этих камерах?
Частник, поставивший такую камеру, получает от 20 до 50% суммы штрафных денег (это указывается в концесионном соглашении). Получаемый доход в итоге достигает нескольких миллионов за месяц только по трасам вокруг какого-нибудь крупного города, типа Екатеринбурга.
Сколько стоит такая "камера с треногой"?
Наиболее популярные у таких "коммерсантов от штрафов" фоторадары модификации «Крис-П» или «Кордон» стоят в районе 700 тысяч – 2 миллиона рублей. Как видите, стоимость оборудования довольно при их доходности бизнеса довольно быстро "отбивается", а коммерсанты уходят в плюс.
В результате штрафы растут? зарабатывают частные обслуживающие организации, водителям приходят "письма счастья". Не решенной остается только сама проблема повышения безопасности дорожного движения...
Можно ли оспорить штраф, полученный от "камеры с треногой"?
В большинстве случаев, получив «письмо счастья», мы предпочитсем просто заплатить штраф. Именно поэтому, при вдумчивом рассмотрении оказывается, что нередко подобные штрафы выписаны при сомнительных обстоятельствах. Ну, оспорит один водитель из ста свой штраф: зато остальные 99 оплатят его. А не оплатят сами - деньги спишут приставы.
Штраф с мобильной камеры законен только в случае, если она установлена в разрешенном месте и на правильной дистанции от дорожного полотна.
Вот несколько конкретных советов:
- запросите видеофайл нарушения в ЦАФАП ГИБДД (обычным письмом). Если нарушения нет – выписанный штраф незаконен, идите в суд.
- проверьте реальную расстановку дорожных знаков в том месте, где камера зафиксировала нарушение. Нередко бывает, что согласно дорожным знакам и разметке нарушения не могло быть в принципе.
- уточните место установки треноги и сверьте с местом, указанным в постановлении о штрафе. Если адреса не совпадают – штраф незаконен, идите в суд.
Защищайте свои права, горожане!