Скорсезе славен тем, что выдает на публику тяжелые ленты, до краев нашпигованные трагизмом, философией, натуралистичностью и всяческой чернухой. Его фильмы часто становятся эталонными, их изучают на режиссерских курсах, их с удовольствием смотрят и 25, и 30 лет спустя.
Все именно так произошло с картиной "Славные парни". Еще в 1985 году, снимая "Цвет денег", режиссер прочитал роман Николаса Пиледжи "Умник". Он был настолько пленен сюжетом, что сам себе дал клятву снять фильм по этой книге и немедленно позвонил Пиледжи. Свой звонок Скорсезе начал словами "Я ждал эту книгу всю свою жизнь”, на что Пиледжи ответил: “Я ждал этого телефонного звонка всю свою жизнь”. Но до воплощения месты прошло долгих шесть лет.
Почти документально
Роман рассказывал о жизни одного из самых известных гангстеров Америки Генри Хилла. Поднявшись с низов, с должности простой "шестерки", он поднялся до самых верхов, но из-за своей любви к аферам сумел достать своих подельников настолько, что в определенный момент "семья" приговорила его к смерти.
Хитрый приспособленец нашел отличный выход из ситуации: он встретился с федеральными агентами и заявил, что готов сдать всех главарей мафии в обмен на новую жизнь. На протяжении нескольких лет он сотрудничал с ФБР, по его доносам арестовали и ликвидировали нескольких крупных мафиозных деятелей, а ему самому его жене, сыну и дочери поменяли имена, вывезли в другой штат, дали дом, зарплату и устроили на работу. Всю оставшуюся жизнь Генри и его семья жили под вымышленными именами, скрываясь от мести "семьи".
Приступая к съемкам, Скорсезе стремился как можно точнее воссоздать не только атмосферу, но и образы героев этой истории, вплоть до манеры держать сигарету. Он даже лично учил исполнителя главной роли Рэя Лиотту завязывать галстук особым гангстерским узлом. Для большей достоверности Скорсезе приглашал на съемочную площадку людей, которые были лично знакомы с Хиллом и другими членами мафии, которые консультировали актеров по обычаям и манере поведения гангстеров. По некоторым сведениям, исполнители главных ролей даже звонили прототипам своих персонажей в тюрьмы, где они отбывали многолетние заключения и консультировались у них, а Рэй Лиотта слушал записи бесед Пиледжи с Хиллом. Многие фразы, произносимые в фильме - почти точные цитаты разговоров прототипов персонажей. Позднее Генри Хилл, посмотрев фильм, заявил, что попадание в образы Генри Хилла (Рэй Лиотта) и Томми ДеВито (Джо Пеши) - 99%.
Много импровизаций
Несмотря на то, что фильм очень точно повторяет книгу, Скорсезе не ограничивал актеров в импровизации. К таким импровизированным сценам относится сцена в клубе, когда герой Джо Пеши устраивает скандал с криками "Я что - смешной?" - на самом деле этот эпизод взят из жизни самого Джо Пеши, бывший с ним в пору его молодости, когда он работал в ресторане и имел неосторожность посмеяться словам какого-то крутого парня. Сцена обеда у матери Томми тоже почти полностью была импровизацией, в том числе и тот момент, когда Томми просит у матери большой нож. Пощечина, которую Полли залепил Генри при его выходе из тюрьмы и реакция Лиотты на нее тоже импровизация.
Интересные факты
Генри Хилл за помощь в работе над картиной получил от студии гонорар в размере 550 тысяч долларов.
Слово "fuck" произносится в фильме 321 раз - в среднем каждые 2 минуты, при этом почти половина случаев принадлежит Джо Пеши.
Фраза “Насколько я помню, я всегда хотел быть гангстером” входит в список “100 величайших киноцитат” под номером 20.
Ограбление компании "Lufthansa" было раскрыто только в 2014 году, и большинство оставшихся в живых участников ограбления были арестованы.
Для каждого из костюмов Роберта Де Ниро были куплены часы и сделан перстень.
M.P.A.A. - организация, присваивающая рейтинги фильмам, потребовала удалить из фильма 10 самых кровавых сцен - только на таких условиях она соглашалась присвоить картине рейтинг R - "лицам младше 17 лет разрешается просмотр вместе с родителями".
Рэй Лиотта, от чьего имени ведется повествование, на самом деле во время записи рассказывал эту историю ассистенту, находившемуся с ним в одном помещении - это сделали для того, чтобы его интонации звучали как можно естественней.
Все деньги и драгоценности в фильме были настоящими.
Парадокс
Когда работа над фильмом была завершена, было проведено несколько тестовых показов. Результаты были просто ошеломительными: фильм получил наихудшие отзывы за всю историю существования Уорнер Бразерс. Как рассказывал Скорсезе, оценки были настолько низкими, что это вызывало истерический смех. Кто-то даже назвал фильм бессмысленным. Несмотря на сокрушительный провал, картину решили выпускать в прокат без переделки - студия посчитала, что фильм спасти просто невозможно. Мечтали хотя бы отбить затраты. Хотя бы частично. Но в широком прокате реакция критиков и зрителей была совершенно противоположная. Фильм был встречен восторженными отзывами, а Скорсезе подтвердил свою репутацию как одного из ведущих кинематографистов Америки. Картину называли "самым тонким фильмом об организованной преступности" и отмечали, что даже "Крестный отец" уступает ей в способе и красоте подачи материала. За последующие несколько лет фильм получил 33 престижных кинонаграды, в том числе "Оскара".
В 2000 году Библиотека Конгресса Соединенных Штатов внесла фильм в Национальный реестр фильмов за “культурную, историческую и эстетическую значимость”.
В 2005 году он был внесен в список "100 величайших фильмов всех времен".
В 2008 году Американский институт кино поместил его на второе место в списке десяти величайших фильмов в жанре “Гангстерские фильмы”.
Включен в список “Великие фильмы” Роджера Эберта.
Включен в “1001 Фильмы, которые вы должны увидеть перед смертью” Стивена Шнайдера.
В 2006 году был снят документальный фильм о том, как снимали "Славных парней". Это самое верное подтверждение культового статуса картины.
Но при всем этом оглушительном успехе фильм не собрал сотни миллионов долларов прибыли. Скорсезе снимал его с достаточно скромным бюджетом - всего 25 000 000$, а сборы даже не дотянули до 100% отдачи, составив всего 46 800 000$. Фильм оказался убыточным! Для сравнения: "Крестный отец" был снят за 6 000 000, а заработал 268 500 000$ - почти в 45 раз больше. И это - самая большая загадка картины.