Найти в Дзене

Как использовать Google Trends

Оглавление

В марте запрос «как приготовить дезинфицирующее средство для рук» подскочил в Гугл на 5000%. А ведь это было только начало короновирусной истерики. Google не скрывает эту информацию, а совсем наоборот – охотно показывает её всем желающим! Причём, совершенно бесплатно.

Даже странно, что не все используют Google Trends, да и вообще лишь немногие эффективно работают с трендами, как таковыми. А ведь тренды – это векторы, а значит прямо указывают маркетологу, в какую сторону всё будет развиваться. Google Trends ещё и бесплатный сервис, то есть для того, чтобы им пользоваться, не нужно вообще ничего. Кроме, само собой, толики знаний. Попробуем вам их дать в этой, относительно небольшой, статье.

Google Trends показывает, какие проблемы волнуют пользователей интернета здесь и сейчас. Вы можете увидеть, нужен ли ваш продукт кому-то на рынке, характерна ли для вашей ниши сезонность, какие регионы для вас приоритетны и насколько уверенно чувствуют себя конкуренты. И всё это – на блюдечке с голубой каёмочкой.

Потребности людей находятся в постоянной динамике. Следить за интересами аудитории можно при помощи «Трендов» Google. Они покажут реальные запросы пользователей как основного поиска Google, так и «Покупок», «Картинок» и даже YouTube. Причём, следить за всем этим великолепием можно в реальном времени – практически, держать руку на пульсе мирового рынка.

Дополнительная плюшка: Ваши конкуренты наверняка не используют Google Trends, а значит этот инструмент позволит вам вне очереди надрать им задницы. Самое время!

Судя по опыту, я могу спокойно исходить из того, что вы вообще ничего не знаете о Google Trends. Так даже проще. Начнём с понимания того, чем нам могут помочь Тренды Гугл и для чего их можно использовать.

Итак, при помощи «Трендов» можно:

  • замерить популярность ниши;
  • оценить востребованность поискового запроса;
  • определять связанные запросы и расширять за счёт этого семантику;
  • спрогнозировать сезонность спроса на товар (интереса к ключевику);
  • сопоставить свои поисковые запросы с поисковыми запросами конкурентов;
  • сопоставить текущие тренды с популярными запросами прошлых лет.

Думаю, список можно продолжить, но для начала – вполне хватит. Теперь остановимся на всех этих возможностях более подробно. Покажу вам немного маркетинговой магии!

Анализ популярности рыночной ниши или конкретного поискового запроса, выявление сезонности в Google Trends

Начать анализировать тренды при помощи Google Trends можно прямо с главной страницы сервиса (trends.google.ru) – достаточно просто ввести то, что вас интересует в окно поиска. Вот так это выглядит:

-2

Давайте попробуем ввести «маркетинг в социальных сетях» и посмотреть, что из этого выйдет.

Итак, мы ввели запрос и нас автоматически перекинуло в раздел «Анализ» (https://trends.google.ru/trends/explore). Вот, как выглядит наш первый отчёт Google.Trends:

-3

На вкладках верхнего меню можно выбрать:

  • страну и регион;
  • период отчёта;
  • категорию;
  • сервис Google (Поиск, Картинки, Новости, Товары, Youtube).

Мы пока выберем вот такие критерии поиска:

-4

То есть будем смотреть данные веб-поиска Google по всей России, за последний год, вне зависимости от категории. График как раз показывает динамику в соответствии с заданными фильтрами.

Вот как выглядит статистика по запросу «маркетинг в социальных сетях»:

-5

Как видите, интерес к SMM довольно стабилен. Сразу бросается в глаза провал. Смотрим на дату и понимаем, что никакого рисёрча проводить нам не надо – это Новый год.

Хотя, нет. Давайте посмотрим статистику за последние пять лет:

-6

Выводы? Интерес к запросу рос все годы и только в последний год стабилизировался – вирус не в счёт, он всем порушил статистику. При этом новогодние традиции в России, как видно, чтят.

Крайне интересно работает статистика по регионам. Вернём годичный период и глянем:

-7

Занятно, что статистика приведена не в процентах и не в абсолютных показателях, а в баллах. 100 баллов получает регион с самой высокой популярностью запроса, 50 – регион с вдвое более низким показателем. Ноль баллов – или отсутствие интереса к запросу, или недостаток данных у Гугла. Отрадно, что нулевого интереса к маркетингу в социальных сетях нет ни в одном из регионов России:

-8

Правда, у жителей Амурской области эта область знаний вызывает примерно втрое меньший интерес, чем в Северной столице. Оно и понятно – суровый питерский SMM всегда был на высочайшем уровне, штаб-квартира Вконтакте ко многому обязывает.

Важный нюанс состоит в том, что при начислении баллов сравнивается не абсолютное количество запросов, а их доля в общей массе. Поэтому и сравнение регионов с большим проникновением интернета с менее развитыми областями получается честным. Т.е. в Приамурье меньше интересуются SMM не потому что у них меньше компьютеров, а потому, что действительно меньше интересуются SMM.

Такой подход делает Тренды Гугла более взрослым инструментом, чем тот же Wordstat. В Яндексе Москва почти всегда в топе, и это связано с тем, что и сама Москва крупнее, и пользователей интернета в ней больше:

-9

Амурскую область в этом списке ещё нужно поискать. Объективно сопоставить спрос на маркетинг в социальных сетях в Петербурге и Благовещенске инструментами Яндекса практически невозможно.

Для определения сезонности хорошо брать длинные сроки – мы возьмём уже знакомый вам график за пять лет. Вот он:

-10

Новогодние провалы мы с вами уже видели, в остальном – спрос практически ровный. Летом интерес к SMM несколько ниже, чем осенью, но в общем и целом – стабильность. Осень – всегда время повышенной активности, с сентября дети идут в школу, а взрослые – возвращаются из отпусков.

Для контраста, мы решили поискать что-нибудь заведомо сезонное, но не туризм. Пусть это будет «парник для огурцов» решили мы, и офигели:

-11

Сезонность подтвердилась – парников народ жаждет летом. А офигели мы с того, что сделал со спросом проклятый вирус – только посмотрите в самый конец графика. Это сейчас. Вот и реальная польза от «Трендов» – мы с вами совершенно случайно.

Если смотреть ещё глубже, через три месяца у людей будет огромная куча огурцов – они будут искать банки, закрутки, рецепты и стеллажи для хранения консервов. В принципе, можно запилить огуречный канал в Ютубе или тематическую Инсту – топчик обеспечен. Врубайте голову – это работает.

Кстати, наиболее перспективным, с точки зрения огуречной промышленности, регионом внезапно оказалась Иркутская область:

-12

Впрочем, мы отвлеклись.

Давайте вернёмся к запросу «маркетинг в социальных сетях» и попробуем закопаться поглубже. Например, можно смотреть срезы не только по регионам (в Гугле они называются «Субрегионами»), но и по городам (в Гугле они так и называются – «Города»). Выбираем вот этот переключатель:

-13

Расклад сил по городам выглядит неожиданно – репутация Питера пошатнулась:

-14

Обратите внимание на галочку в нижнем левом углу блока – мы таким образом увеличили количество городов, и получили ценную информацию. Советуем ставить галочку всегда.

Неожиданно вылез Ростов-на-Дону. А ведь Ростовской области в топе не было. Это говорит о том, что область большая, а запросы – только в столице. И выходить в РНД – даже перспективнее, чем в Петербург.

Изучаем похожие поисковые запросы и темы по Google Trends

Блок похожих запросов тоже реализован по-гугловски. Вот он:

-15

К нашему ключевику (напомним, это «маркетинг в социальных сетях» Google Trends подобрал 22 похожих (по его мнению) запроса. Как видите, они отсортирован не по популярности, а по «росту популярности». Т.е. в самом верху – тот запрос, который рванул вперёд наиболее уверенно.

Такой подход крайне привлекателен для тех. кто производит много SEO-текстов. Можно регулярно получать, по сути, новые, актуальные тематики для новых материалов. Кстати, они не только будут потенциально взрывными, но и крайне релевантными основному ключу.

Есть ощущение, что часть запросов Гугл переводит с русского на английский язык – так, например случилось с ключом «social media marketing companies». Похоже, что местные показатели «Тренды» сравнивают с международными и путаются в языках. Не факт, конечно, что это так – но так даже интереснее.

Ещё 25 ключей можно вытащить, если переключить «В тренде» на «Лидеры»:

-16

Особенно повезло тем, кто строит карты ключевых слов и проявит упорство, снова прожигая вновь найденные новые ключи через Google Trends и оптимизируя таким образом семантику.

Повторимся, это очень выгодно при поиске семантики для новых публикаций – например для постов в блоге или раздела со статьями. Вы сможете запросто обеспечить себя новыми, трендовыми текстами. Если сайт хорошо индексируется, они будут почти моментально залетать в выдачу Google и собирать трафик на хайпе.

Следующий модуль – блок «Ещё по теме». Вот так он выглядит для нашего ключа:

-17

Сюда попадают наиболее динамичные тематики, по которым осуществляли поиск люди, запрашивавшие наш ключ. Конечно, бреда в эту таблицу попадает немало, но если что-то встречается нужное – оно хорошо раскрывает тему и иногда способно вскрыть чуть не голубой океан в вашей нише. Если учесть, что речь идёт о трендах, то есть о векторах – различить перспективную смежную тему можно в числе первых, то того, как это станет мейнстримом.

Например, если перейти по теме Target, получим вот такой график:

-18

Как видно из графика, буквально недавно был крутой пик, и Google считает, что последует новая волна. Берите и делайте. Ловить хайп таким образом прямо очень удобно.

Кстати, у смежной темы тоже нашлись смежные темы, и тоже нашлись взрывные ключи:

-19

Короче, составляйте mindmap и захватывайте рынок, используя самую свежую информацию и прогнозы Google.

Это отличная возможность опередить конкурентов.

Анализ конкурентов при помощи Google Trends

Давайте сравним, например, интерес к разным направлениям маркетинга за последние пять лет:

-20

Обратите внимание, какой оптимистичный прогноз у запроса «реклама в youtube». Готовьте тексты о ней – это явный тренд. Ещё круто вшпилить своих конкурентов и посмотреть, кто действительно крут, а кто – шляпник (этот скрин показывать не будем, чтобы не смущать коллег).

Интересно и распределение по регионам («субрегионам»):

-21

Можно посмотреть и самые трендовые ключевые запросы:

-22

Как видите, чем глубже мы влезаем в возможности Google Trends, тем больше собираем инсайтов для маркетинга. Пользуйтесь! Ну, или обратитесь в Darvin.Digital – мы всё сами хорошенечко для вас проанализируем и выдадим в виде понятного отчёта.

Изучение текущих трендов

Скорее всего, текущие тренды – не так чётко сфокусированы на вашу нишу. Но это актуальные контексты, которые могут помочь привлечь трафик – в том числе и из социальных сетей.

Открываем раздел «Поисковые тренды за сутки» (https://trends.google.ru/trends/trendingsearches/daily) и наслаждаемся. Вот сегодняшняя подборка:

-23

Приятно, что в тренды попало имя нашего доброго друга Андрея Павленко, не так давно покинувшего этот мир. Раз имя доктора на слуху – значит и дело его живёт. А это, между прочим, профилактика рака. Не забывайте поддерживать «Фонд Павленко» – вот сбор средств на «Патреоне» (можно жертвовать от одного доллара в месяц)

Общий анализ трендов «Год в поиске»

Ещё один интересный срез – «Год в поиске» (trends.google.ru/trends/yis/2019/RU):

-24

Да, в основном в этом разделе содержится разная попса, но разве не на попсе проще всего ловить трафик и хайп – две величайших маркетинговых ценности современности? Конечно, на них.

Гугл составляет списки исходя из запросов, по которым в текущем году был самый высокий рост трафика (по сравнению с прошлым годом). Можно изучать статистику с 2008 года – то есть довольно глубоко.

Вместо послесловия

В общем, вот такой вышел крутой материал. Анализ трендов даёт вам удивительную возможность запрыгнуть на скоростной экспресс хайпа. Это даст вам поисковый трафик и успех в социальных сетях. Используйте текущие контексты и добивайтесь крутых результатов.

Надеюсь, эта статья помогла вам шагнуть в нужную сторону!

Обязательно подписывайтесь на мой канал – следите за тем, как я пытаюсь построить самое честное в России маркетинговое агентство. Будет интересно – я обещаю!

Аня.

-25