О Сергее Собянине есть столько противоречивой информации, что иногда становится сложно отделить вымысел от правды. Противников мэра его прошлое интересует только как возможность найти факты для оправдания своей позиции. О том, что творится в антисобянинских группах в соцсетях, даже говорить смысла нет. Эта статья – попытка спокойно разобраться во всех, и позитивных, и негативных моментах политической карьеры Собянина до Москвы.
Золото Югры
Политическая карьера Собянина в постсоветской России началась с Ханты-Мансийского автономного округа. В 1991 году он был избран мэром города Когалым. В начале 90-х город стал фактически вотчиной корпорации "ЛУКОЙЛ". С руководством компании у Собянина установились хорошие отношения. Возможно, этот факт способствовал дальнейшему карьерному взлету Сергея Семеновича. В 1994 году он был избран депутатом окружной Думы и стал ее спикером.
На новой должности Собянин стал фактическим заместителем губернатора Александра Филипенко. Основные политические вопросы по взаимоотношениям округа с Москвой решал в основном он. В Ханты-Мансийской Думе Собянин занимался также фактическим представлением интересов компании "Сургутнефтегаз". В 1996 году Собянин был избран в Совет Федерации. В верхней палате парламента он лоббировал проведение референдума по отделению Ханты-Мансийского округа от "большой" Тюменской области.
В Совете Федерации Сергею Семеновичу выпал шанс завязать нужные знакомства, которые полностью оправдались в будущем. В 1998 году на всю страну прогремело дело о видеокассете и "человеке, похожем на генерального прокурора". В тот момент Собянин единственный из верхней палаты парламента голосовал за отставку Скуратова. Видимо, это оценил тогдашний глава ФСБ и ответственный за ведение дела против неудачливого генпрокурора Владимир Путин.
Борьба за ресурсы
В 2000 году Собянин был выдвинут кандидатом на пост губернатора Тюменской области. Идея поначалу казалась неудачной – рейтинг у выходца из элит Ханты-Мансийского автономного округа в самой Тюмени был минимальный.
Однако эксперты, пророчившие Собянину неудачу, не учли один важный момент. Несмотря на то, что после распада СССР Тюменская область разделена на три субъекта федерации, на выборах губернатора имеют право голосовать жители автономных округов.
Собянин получил поддержку глав Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов Юрия Неелова и Александра Филипенко. Видимо, они надеялись, что Собянин в качестве благодарности поддержит инициативу об окончательном отделении округов от Тюменской области.
Среди северных элит были опасения, что губернатор Леонид Рокецкий хочет инициировать присоединение их регионов и создать единый субъект Федерации, и сосредоточить в Тюмени огромные ресурсы. Лидеров автономных округов возмущало то, что деньги от добычи нефти и газа зарабатывают их регионы, в то время как распределением этих средств должны заниматься в Тюмени. Трудно сказать насколько у разговоров о слиянии в один регион были под собой основания, но замена Рокецкого на "своего" Собянина показалась для Филипенко и Неелова удачным выходом из ситуации.
Спонсорами избирательной компании выступили крупные нефтегазовые корпорации. По некоторым сведениям, помощь Сергею Семеновичу оказал член совета директоров и фактический хозяин компании "Сибнефть" Роман Абрамович.
На избирательных участках жители автономных округов отдали большинство голосов за более близкого и понятного им Собянина. Юг Тюменской области не смог ничего противопоставить численному перевесу северян. В итоге в январе 2001 года Собянину удалось выиграть выборы с результатом 54,25 % голосов, опередив Рокецкого с его 28,9 %.
Однако, став руководителем Тюменской области, вопреки ожиданиям покровителей из округов Собянин повел курс на усиление бюджета "южного" региона. На тот момент единственным реальным способом сделать это было только перенаправление части налогов от добычи нефти и газа из округов непосредственно в Тюмень. Те в свою очередь начали подготовку к референдумам о выходе из состава большой Тюменской области.
После сложных переговоров был достигнут компромисс. Автономные округа оставляли себе значительные права в рамках своеобразной ассоциации с Тюменской областью. Получилась так называемая "Тюменская матрешка". Но взамен Ямало-Ненецкий и Ханты-Манскийский АО обязались перечислять 30 % от НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) в бюджет Тюменской области. Также была запущена программа, на нужды которой отчислялась часть налога на прибыль. Деньги из этого общего котла шли на строительство социальной инфраструктуры по всей области, в том числе в округах.
Но этого, конечно, было мало для реального подъема региона. Собянин активно занялся привлечением инвесторов в область. Свои штаб-квартиры в Тюмени разместили Лукойл и Тюменская нефтяная компания. К ним присоединилась американская нефтесервисная корпорация Schlumberger. Собянин активно использовал свои связи и буквально "за ручку" приводил в регион крупный бизнес. Инвесторам нравилось то, что губернатор открыт для делового разговора и не старается подстроить чужой бизнес под личные интересы, чем отличались некоторые другие руководители регионов.
В результате доходы бюджета Тюменской области выросли с 2001 по 2005 год почти в десять раз. Теперь можно было приступить и к наведению порядка в столице региона.
Сделать из глухомани столицу
В самой Тюмени к 2001 году царил упадок. Про город шутили "Тюмень – столица деревень" и не зря. Улицы находились в неважном состоянии. На части из них не было ливневой канализации. Практически не велось новое строительство. Город выглядел бедной провинцией, со странным и нелепым титулом столицы региона.
Дело в том, что Тюмень выступала лишь административным центром, откуда удобно было "приглядывать" за распределением ресурсов Севера. Вкладывать сюда серьезные деньги никому и в голову не приходило. А старые градообразующие производства после распада СССР пришли в упадок .
Перетянув на область часть нефтегазовых денег, Собянин занялся оживлением столицы своего региона. За короткий срок пребывания Собянина в должности с 2001 по 2005 годы в Тюмень пришли новые инвесторы. Появились федеральные продуктовые ритейлеры, дав новые рабочие места в сфере обслуживания. Открылся завод нефтяного оборудования Schlumberger. После прихода в область крупных девелоперов развернулось массовое жилищное строительство, которое продолжается и сегодня. Тюмень стала действительно современным городом, по праву столицей огромного региона.
Одним из нововведений Собянина стало введение должностей городского управляющего или сити-менеджера. Понятно, что основным мотивом было усиление контроля над местным самоуправлением. Сити-менеджер работал параллельно с мэром города, но контролировал распределение бюджетных средств и нес за это ответственность. Фактически эта схема отодвигала главу города от финансовых потоков и ставила в неформальное подчинение губернатору. Такой порядок управления в Тюмени действовал до 2018 года.
В этой реформе проявилась характерная черта Собянина, которую отмечают многие хорошо знавшие его люди. Это стремление к полному контролю за процессами, вплоть до мелочей. Во всем должна быть система, которая должна безукоризненно работать. Возникающие недостатки не имеют прямого отношения к делу, и могут быть скорректированы в режиме ручного управления. И действительно, было достаточно много случаев когда какой-нибудь важный нюанс решался очень просто по одному звонку губернатора.
Сложно отрицать, что Собянин являлся действительно эффективным менеджером. Его стиль управления на любом посту давал хорошие результаты. Другое дело, что цели этого эффективного управления могли быть разные, а методы – довольно противоречивыми. Эти противоречия отразились и на самой Тюмени. Читайте об этом в следующей статье о прошлом Собянина.
В 2005 году Собянин получил должность в Москве. Он был назначен руководителем Администрации Президента. С этого момента начинается его уже совершенно другая, столичная политическая карьера.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ!
Если вам понравилось, ставьте "нравится", чтобы не пропустить новые интересные статьи
Читайте также
Алексей Дюмин губернатор и бывший адъютант Путина. Что он изменил в Туле
Объединение и укрупнение регионов России. Кто на очереди