Найти тему
Чё, деловой!

В Норвегии оценили планы России развить Северный морской транспортный коридор

Стремление России развить Северный морской путь вызывает у многих стран мира довольно противоречивые реакции и оценки, в частности в Норвегии. Где в целом после сообщения о том, что наша страна приступила к рассмотрению Стратегии по развитию Арктики до 2035 года дали свою, весьма противоречивую оценку способностью нашей страны осуществить задуманные планы по расширению Северного морского пути до Северного морского транспортного коридора!

Наверное многие сейчас удивлены о каком таком Северном морском транспортном коридоре идет речь и почему в Норвегии весьма противоречиво оценили стремление России осуществить задуманное?

И для понимания происходящего предлагаю уже по сложившейся традиции начать с подробностей произошедшего!

Итак, как сообщается на сайте Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, 7 мая в Правительство Российской Федерации внесен проект Стратегии развития Арктики до 2035 год.

Согласно сообщению следует, что данная стратегия подразумевает план выполнение указа Президента Российской Федерации "Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года" вступившего в силу 5 марта 2020 года. Согласно которого следует, что одной из приоритетных задач является развитие Северного морского пути и повышение его привлекательности для перевозчиков!

Так же данная стратегия будет включать в себя выполнения мартовских "мартовских посланий" президента РФ 2018 года, согласно которых России необходимо увеличить товарооборот до 80 миллионов тонн по СМП, и в целом создать на базе Северного морского пути "глобальную, конкурентную транзитную артерию".

Более того данная стратегия учитывает необходимость выполнения достигнутых договоренности с представителями бизнеса и ассоциацией морских торговых портов. Которые в целом предлагают и даже требуют расширить Северный морской путь до классического, первозданного вида. То есть от Петропаловск-Камчатского до Мурманска, а не как сейчас от мыса Дежнева на Чукотке и до мыса Желания на архипелаге Новая Земля!

При этом в случае рассмотрения и принятия внесенной стратегии в России появится новое понятие - Северный морской транспортный коридор или сокращенно СМТК, который подразумевает под собой создания транспортной артерии позволяющей увеличит грузооборот по классического Северному морскому пути, до установленной планки и будет этот транспортный коридор называться "Северный морской транспортный коридор"! Причем СМТК будет полностью находится под руководством СМП!

Что можно сказать?

В принципе на фоне растущей привлекательности Северного морского пути и необходимости развития торговых путей, которые позволят России укрепить и развить свою экономику за счет взимания платы за проход по СМП или уже скорее всего СМТК, данное расширение необходимо и нужно!

Однако в Норвегии, довольно скептически отнеслись к данной стратегии и дали свою весьма противоречивую оценку?!

Так, довольно популярное норвежское издание "The Barents Observer" опубликовало материал, авторы которого оценивая внесенную Стратегию по развитию Арктики отмечают, что за последние три года, грузооборота по СМП вырос на 430 процентов. И составляет на сегодня порядка 32 миллионов тонн!

Как отмечается, этих показателей удалось достичь за счет поставок СПГ и других полезных ископаемых с арктических месторождений. Но при этом заявляют, что достижение намеченной планки в 80 миллионов тонн практически невозможно достичь! И причиной этому указывают отсутствие транзитных грузов!

При чем авторы отмечают, СМП на сегодня представляет собой довольно перспективный торговый путь. Но в силу экономического спада во всем мире, России не удастся достигнуть цели в 80 миллионов тонн до 2024 года. И более того заявляют, что планы по расширению СМП и созданию Северного морского транспортного коридора имеет ряд трудностей и не позволит России осуществить задуманное!

При этом авторы обосновывая свое утверждение, ссылаясь на доклад Счетной палаты Российской Федерации согласно которого следует, что для достижения установленной планки грузооборота у России недостаточно ледоколов и судов ледового класса для обеспечения круглогодичной навигации и осуществления коммерческой проводки торговых судов и грузов иностранных перевозчиков.

Более того авторы ссылаясь на заявление представителя "Росатома", Вячеслава Рукша, о том, что для развития СМТК России придется создать несколько новых транспортно логистических узлов, на которых будет происходить перевалка грузов с обычных морских транспортов на суда ледового класса, что в итоге должно привести к увеличению грузооборота до 180 миллионов тонн.

Причем авторы отмечают, что развитие СМТК получило одобрение уже в Минтрансе РФ, Министерстве Иностранных дел, "Росатоме" и Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики!

В целом же общая оценка намерений России развить Северный морской транспортный коридор у авторов норвежского издания заключается в том, что они выражают сомнение в достижение целей в установленные сроки. Так как на данный момент, когда в мире наблюдается общий экономический спад, и развитие СМТК потребует колоссальных вложение средств в строительство и развитие транспортной инфраструктуры и увеличению флота ледоколов и судов ледового класса!

Вот что можно сказать?

Довольно удивительная ситуация происходит на данный момент! Где с одной стороны мы как видим Россия планирует расширить свои транспортные логистические возможности, а так же создать и развить собственный торговый путь, который в большинстве своем привлекает азиатские страны как в качестве самого короткого и соответственно более дешевого торгового морского пути!

Коллаж моего представления происходящего!
Коллаж моего представления происходящего!

И в тот же момент мы видим как западных странах, в частности в той же самой Норвегии, только и ищут повода для того, чтобы выставить наши планы в довольно "негативном" виде. И делается это с одной единственной целью, чтобы снизить привлекательность нашего торгового пути!

Как в данном конкретном случае, где в целом в России пока только внесли Стратегию развития Арктики на обсуждение в Правительство Российской Федерации, а в Норвегии уже нашли причины по которым развитие СМТК практически невозможно осуществить, только из-за того что у нас нет достаточного количества ледоколов и судов ледового класса!

Ну как так-то?

А ведь если разобраться Осло так же могло бы спокойно подключиться к развитию данного торгового пути. Тем более, что от Мурманска до Норвегии рукой подать и вполне развитие своих портов тем более Норвегии очень таки положительно скажется на ее экономики!

Но как понимаем в силу того, что она входит в НАТО. И им практически ничего не остается как только вторить выбранному политическому курсу Североатлантического альянса. Нам, в России, в целом даже не стоит обращать внимание подобные оценки, которые напоминают заявление о том, что наша страна и Крымский мост не могла построить и все это фикция!

Однако, если брать серьезно, ситуация вокруг развития Северного морского пути становится все более напряженной! Почему?

С одной стороны это самый короткий и самый безопасный торговый путь, который принесет нашей казне значительный приход. Особенно если по нему пойдут транзитные грузы, из Азии и в Европу. И тут как понимаем России придется ледоколы строить в том количестве чтобы их хватало не на круглогодичную, а на круглосуточную навигацию, да еще с учетом чтобы их хватало в оба конца!

Но как понимаем это не устраивает наших "партнеров" из США, а так же не устраивает Китай, который для развития своего "Арктического Шелкового Пути" начал строить свои ледоколы!

Многие сейчас зададутся вопросом, а зачем Китаю свои ледоколы если проводкой по СМП и нашему закону может заниматься только Россия?

Вот тут таки как раз и ответ! Ледоколы Китаю нужны для осуществления своей проводки, но только несколько севернее наших вод. Скажем так это будет их Китайский Северный торговый путь. И вот чтобы это предупредить нам надо создать достаточную конкуренцию. Да еще намного выгодную и более безопасную и самое главное чтобы СМТК действительно мог обслуживать все грузы!

В принципе это отраженно в нашей Арктической стратегии, и в целом подразумевает Арктику как регион практических государств, а вот политика Китая направлена на либерализацию Арктики! Вот тут и понятно, что и нам и США нужно предпринимать своевременные действия!

Где в целом развитие и расширение СМТК позволит сократить стремление Китая попасть в Арктику.

Далее, что касается оценки полученной в Норвегии, ну в чем то надо согласиться! До 80 миллионов тонн грузов в код в данной экономической ситуации мы действительно можем и не дотянуть. Но в любом случае надо согласиться что даже оценочные объемы в более 50 миллионов тонн только за счет собственных грузов - это колоссальный успех и прорыв! Да и надо не забывать что в нашей стране редко когда с первого раза задуманное совпадает с достигнутым, ну такая у нас отличительная черта!

Более того надо отметить, что оценка в Норвегии нашим планам развить СМТК не говорит, что это невозможно, а только заявляет, что наша страна в установленные сроки этого не достигнет! По тем причинам, что сейчас в мире наблюдается экономический спад и соответственно уровень торговли тоже снижается, ну и отсутствием достаточного количества ледоколов и судов ледового класса.

Вот на мой взгляд, сейчас ситуация когда одно другому не мешает.

Почему?

Да все просто. Россия сейчас строит простые дизель электрические и атомные ледоколы. Как понимаем строительство идет и требует времени. А сейчас когда наблюдается экономический спад строительство ледоколов продолжается. И даже более того намечены даты закладки новых ледоколов, в частности 26 мая будет заложен новый атомный ледокол "Якутия" проекта 22220. Что в свою очередь позволяет нашей стране подготовится к моменту выхода из данной экономической ситуации и все таки запустить СМТК или СМП на полную мощь!

Причем надо отметить, что более короткий и менее затратный торговый путь как Северный морской транспортный коридор, привлекателен еще и тем, что он менее затратный как по страховым взносам, так как он находится под управлением одного оператора. Привлекателен по безопасности, так как выстроенная Россией многоуровневая оборона в Арктике не позволит никому что-то предпринять! Ну и самое главное он короче и значит он дешевле даже по тем же затратам суточных и топлива, а так же фрахта судна! И думаю, что даже, для того чтобы привлечь к нашему пути внимание, мы уж не будем выставлять баснословные цены за ледовые проводки именно нашими ледоколами!

Так что, получается что как раз таки экономическая ситуация в мире, на которую ссылаются авторы норвежского издания сейчас как раз таки помогает нашей стране, завершит начатое строительство ледоколов и судов ледового класса и в целом даст время для подготовки к началу ведения активной деятельности по данному маршруту!

В итоге хотелось бы отметить, что данная оценка лишний раз показывает, что наша страна не стоит на месте и как это про это говорят наши "партнеры". А как раз таки активно развивается и развивает национальные проекты, которые направлены для укрепления собственной экономики и в целом национальных интересах и безопасности! Где планы по началу эксплуатации Северного морского пути в его классическом, первозданном виде как раз явно демонстрируют этот момент!

Спасибо за прочтение!

Ставим лайки и подписываемся на канал.