Однако анализа показаний всех приборов личный состав не сделал, а занялся поисками места предполагаемого разрыва и принятия мер для поддержания циркуляции в контуре, стремясь в первую очередь приостановить разогрев активной зоны реактора и ее расплавление, поскольку считал, что после расплавления ядерного топлива возможно создание критической массы и ядерный взрыв (!). Попытки поддержания циркуляции по 1 контуру с помощью главного и вспомогательного насосов, а также подъема давления в контуре насосами Т-4А и ЭПН-1, продолжавшиеся примерно два часа после начала аварии, результатов не дали: циркуляционные насосы срывало, несколько позже вспомогательный насос вышел из строя. В 04.22 К-19 всплыла в надводное положение и продолжала движение при работе реактора и линии вала левого борта. Через 30-40 минут после начала аварии появилась и быстро начала расти гамма-активность. Появившуюся газовую и аэрозольную активность удалось несколько снизить вентиляцией реакторного отсека. В 07.00 была предпринята попытка аварийной проливки реактора через магистраль воздухоудаления по нештатной схеме. Однако сразу после пуска насоса шланг был сорван. Очередная попытка создания циркуляции по 1 контуру с помощью ГЦНПК привела к выходу его из строя. В 08.45 после приварки героическими усилиями аварийной партии трубопровода к воздушнику вновь была собрана нештатная аварийная схема проливки реактора. Подачей воды в реактор температура в активной зоне была снижена с 400 градусов до 330 к 12.20 тех же суток. В результате разгерметизации реактора и проводимых работ, а также удаления воды из реакторного отсека трюмным насосом 10 отсека, радиационная обстановка на подводной лодке резко ухудшилась, загрязнение распространилось по всему кораблю. Командиром было принято решение об эвакуации экипажа. 4 июля 1961 года, через сутки после начала аварии, в 04.00 весь личный состав был снят на дизельные подводные лодки С-159 и С-270. Причиной течи 1-го контура явился разрыв импульсной трубки от напорной линии циркуляционного насоса к датчикам 1-го контура, вследствие чего на ПУ ГЭУ прибор показывал нулевое значение, хотя давление в контуре частично сохранялось. Об этом свидетельствовало наличие давления в баллонах газа высокого давления, отключенных после начала аварии. По показаниям манометра реакторного отсека оно равнялось 92 кг/см.кв., что свидетельствовало о малой течи, а не разрыве 1-го контура, как посчитал личный состав. После аварии физиками-ядерщиками была доказана невозможность ядерного взрыва корабельного реактора даже после полного расплавления тепловыделяющих сборок. В июле-декабре 1961 года, после того как К-19 была отбуксирована в базу (была поставлена на рейде в губе Западная Лица) в течение шести месяцев проходила дезактивацию. В результате сильного радиоактивного облучения в течение нескольких суток скончалось 6 человек, а впоследствии еще 2 человека.
То есть нифига они не "спасли мир", как сняли про них блокбастер американцы. А напрасно переоблучились сами и заразили лодку. Всего-навсего требовалось выключить неисправный реактор и на одном спокойно идти в базу. В заводе починили бы. :)
После этой аварии лодку отремонтировали. Но катастрофы продолжили преследовать её. 24 февраля 1974 года, при движении подводной лодки на глубине 120 метров, в 10.54 в трюме 9 отсека произошло возгорание масла, вылившегося из свища на трубопроводе судовой гидравлики 17 февраля и попавшего на воздухонагреватель фильтра локального узла очистки воздуха. Из-за промедления с объявлением аварийной тревоги и ошибочного доклада о возгорании щита ГРЩ-3 пожар быстро потушить не удалось, через две минуты после объявления тревоги К-19 всплыла в надводное положение, но из-за разрыва перемычки ВВД в отсеке создалось давление более 3 кг/см.кв., что усугубило ситуацию. Огонь перекинулся в 8 отсек, в концевом 10 отсеке оказались отрезанными 12 человек. Позже были загазованы и другие отсеки.
Была сброшена аварийная защита реакторов, операторы покинули ПУ ГЭУ. Из-за ошибочных действий личного состава был залит морской водой дизель-генератор правого борта. Дизель-генератор левого борта не удалось запустить из-за неисправности регулятора возбуждения. В результате подводная лодка осталась в дрейфе без средств энергообеспечения с запасом ВВД около 44%. 8 марта 1972 года по морскому обычаю похоронены лейтенант В.Хрычиков и старшина 2 статьи К.Марач. К концу дня к аварийной подводной лодке подошли корабли и суда спасательного отряда (всего в операции по спасению подводной лодки было задействовано более 30 кораблей и судов Северного и Черноморского флота). Подошедшими судами проведена эвакуация 52 членов экипажа по канатной дороге и 32 подводников – вертолетом с БПК «Вице-адмирал Дрозд». На подводную лодку был подан воздух высокого давления и электропитание. 18 марта 1972 года из 10-го отсека выведено 12 человек личного состава, находившегося там с начала аварии. 2 апреля 1972 года после буксировки на расстояние 2 160миль буксирами «СБ-38», «Стерегущий», СС «Бештау» и СС «Агажен» К-19 прибыла в Североморск. В результате аварии и спасательной операции на борту подводной лодки погибло 28 человек и еще два человека в штормовых условиях из других экипажей. на борту плавбазы «Магомет Гаджиев» и на крейсере «Александр Невский». 25 членов экипажа похоронены в г.Полярном, капитан 3 ранга Л.Цыганков по просьбе родственников похоронен на Братском кладбище в г.Севастополе.
Информация по истории "К-19" взята вот с этой страницы: http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nbrs/658/k19/k19.htm
А теперь прогуляемся по рубке столь знаменитой атомарины.
На этом снимке можно видеть антенну радиопеленгатора, определяющего направление на источники радиоизлучения:
Сейчас от этих приборов управления остались лишь кронштейны, на которых они когда-то крепились.
P.S. Пост буду дополнять, если ещё чего про эту лодку найду интересного. :)