Действительно хороший вопрос, возникающий, наверное, сейчас у многих, особенно молодых, геймеров. Почему какая-то непонятная игра про похождение кубического человека в кубическом мире стала так невероятно популярна? И ее популярность продолжает расти, несмотря на огромное засилье конкуренции на рынке? Да и в целом, что она такого предлагает? Свободу? Равенство? Творческий полет? Так такого полно везде: уже есть множество игр-редакторов, где вы можете самостоятельно варганить собственные миры не имея профессионального дизайнерского или программистского образования. Не говоря о редакторах как таковых, где можно сделать вообще, все что душе угодно. Или может быть элемент выживания сыграл на интересе людей, не избалованных бесконечным числом симуляторов выживания? Да тоже, вроде бы нет, ведь таких игр сейчас полно, выживай-нехочу.
Так что же так сильно повлияло на невероятную популярность культовой игры?
Причин на самом деле несколько
Первая причина - игра вышла невероятно вовремя. Все знают истории про продукты, намного опережающие свое время, но не допущенные на рынок потому что “потребитель не готов”, или, наоборот, пересидевших слишком много времени в отделе разработок и перестали быть интересными покупателям. Так вот с Minecraft этого не произошло. Игра вышла в релиз на переломном моменте рынке видеоигр, в те времена, когда начался спад активности игроков онлайн проектов, однопользовательские игры редко чем могли порадовать, да и игры стали все как-то более менее однообразными (спасибо конвейерным играм и убийством жанра от World of Warcraft). Рынок невероятно насытился всевозможными проектами, отсутствие души у которых ощущалось прямо на загрузочном экране.
Тогда, конечно, были отчаянные попытки каких-то независимых студий переломить устоявшийся ход вещей, но всех их старания затмило оно… Явление Minecraft.
Игру, настолько уникальную, интересную и многогранную невозможно было пропустить, тогда все игровые издательства верещали в радости о том, что наконец им, взрослым людям, удалось вернуться в лоно природы и поиграть в Lego. Интерес был неподдельный, я сам тогда установил эту загадочную и интригующую игру и… пропал часов на 14 подряд. Вы представляете? Можно строить! В мире все разрушаемо! А еще копать! И монстры, так страшно было в первую ночь от неизведанного! Все испытали схожие ощущения и непонятно было, то ли это сочетание цветов и звуков, то ли игра действительно вышла хороша собой. Невероятная свобода опьяняла, заставляла возвращаться вновь и вновь за клавиатуру и мышь, а от количества идей для реализации пухла голова! Конечно, люди начали тянуться к игре, где можно испытать такой глоток свежего воздуха!
Вторая причина - быстро развивающаяся культура. Да, нас было не так много, как сейчас, но мы все активно делились своими впечатлениями, творениями, пониманием механики редстоуна и всего того, чего нам удалось найти в, тогда еще не развитом, мирке. И нас становилось все больше и больше с каждым днем. Игроки, что логично, стали развивать вокруг себя культуру игры, устраивать эвенты, делиться творениями с непосвященными, показывать возможности, которые они каждый день могли превзойти. Шаг за шагом, этап за этапом, когда планка подписчиков переросла несколько миллионов и игра была продана за баснословную сумму (баснословную в плане для инди-проекта). Microsoft продолжила динамичное развитие культуры, превратив ее… в поп-культуру. И сейчас у нас какой только атрибутики нет в продаже: мечи, доспехи, мягкие игрушки, даже, чтоб его, само Lego! Сформировавшаяся культура быстро росла за счет увеличения числа YouTuber’ов, стримеров и прочих популяризаторов, привлекла внимание молодежи, которая, впоследствии, сыграла злую шутку над устоявшимся комьюнити игры, но это совсем другая история.
Зато популярность игры росла не по дням, а по часам (если усреднить статистику, то кто-то покупает копию Minecraft каждые десять секунд).
Третья причина - игра пробудила в нас внутренних детей. Мы, старые матерые геймеры, осилившие просто неимоверное количество врагов, все равно возвращались поиграть в новую игру из серии Lego или сидели днями напролет в Garry’s Mod, но то волшебное чувство детского творчества смогла пробудить в нас именно Minecraft. Милый мир, где нет крови и насилия, где нет даже вменяемой физики, где все такое… детское и невинное, разбудило в нас внутреннего ребенка и мы, забыв все на свете, ринулись пробуждать в нас неподдельное детское любопытство, исследуя все возможные уголки этого бесконечного мира (тогда нас еще удивляла сама идея бесконечности игры, как так?). Мы забывали о всех текущих проблемах и обязанностях, в нас снова проснулось воображение, мы могли творить то, что хотим и строить то, что хотим и никто нас за это не осудит. К сожалению, с течением времени, чувство улетучилось и вернуть его, к сожалению, сейчас уже нельзя. Но само по себе чувство приключений - этого уже было достаточно для того, чтобы снискать мировую славу среди уставшего от повседневной жизни игрового комьюнити.
Игра на века
Minecraft игра-феномен, игра по которой можно защищать диссертации по психологии поведения человека, игра, которая дала начало множеству других игр и та, которая навсегда останется в наших сердцах. Пусть уже мы все уже немного выросли, стали серьезнее и у нас уже совсем другие интересы, эта игра навсегда останется с нами как один из последних оплотов воображения.