Итак, я продолжаю комплекс теоретических статей о кинематографе, в завершении которого проанализирую один отвергнутый всеми фильм.
В первой статье мы разобрались в композициях сценария, во второй поговорили о деавтоматизации фильмов. Сейчас мы обсудим отвратительность чудовищ.
Часто киномонстры выглядят омерзительно. Они состоят из щупалец, струпьев, деформированных конечностей, постоянно выделяют какую-то слизь, брызжут слюной. Тем не менее, зрители любят хорроры, а образы чудовищ плодятся в поп-культуре. Почему же эти существа из слизи и щупалец нас так привлекают и отталкивают одновременно?
Самый интересный и популярный ответ на эти вопросы даёт психоаналитическая теория кино, которая приобрела популярность в начале 70-х годов. Представители этой теоретической школы основывались на психоанализе Зигмунда Фрейда и структуралистских изысканиях Жака Лакана. Из психоаналитической теории кино родилась феминистская теория, основанная на "мужском взгляде" и садистском восприятии женщины на экране.
С эволюцией теории учёные пришли к выводу: зритель воспринимает фильм не только нарративно (сюжетно), но и гаптически, то есть "ощупывает" глазом предметы на экране и получает удовольствие от фактур тканей, гладкой женской кожи и чистого металла нового автомобиля.
Витоге, теоретики пришли к внедрению понятия "абъектное".
Понятие "абъектное" ввела структуралистка Юлия Кристева (в предыдущей статье я говорил о другом её детище - интертекстуальности). "Абъектным" Кристева назвала "нечто отвергаемое, отвратительное, жалкое, но сохраняющее связь с субъектом и грозящее своим возвращением"*. В материальном воплощении - это слюна, сопли, кал, моча и т.п. То, что отторгнуто нашим телом и вызывает чувство отвращения, несмотря на то, что являлось частью нашего организма. В социальном плане "абъектное" - это люди, отвергнутые обществом из-за своей инаковости (больные СПИДом, иммигранты, БОМЖи, гомосексуалисты) и посягающие в нашем сознании на спокойную жизнь человека. (здесь должна быть шутка про коронавирус)
В 1986 году Барбара Крид использовала "абъектное" в статье "Ужас и монструозное-феминное", в которой фильмы ужасов были проанализирована с точки зрения психоанализа. Крид пришла к выводу, что киномонстры (Ксеноморф, Нечто и любое другое чудище) воплощают в себе органическую и социальную абъектность, потому что сочящееся слизью "монструозное" нарушает всевозможные границы и угрожает человеческому существованию, стремясь разрушить символический порядок нашей жизни.
Основываясь на нарративном анализе фильмов, Барбара Крид приходит к выводу, что "абъектные" монстры воплощают в себе образ "абъектной матери". Фигура матери абъектна, потому что во время рождения мы отторгаем её от себя (выходим из лона), но в то же время притягательна, как источник первой сексуальной привязанности и защиты (пресловутый Эдипов комплекс).
Этот абъектный дуализм киномонстров рождает в зрителе противоположные чувства: с одной стороны чудище вызывает чувство отвращения, с другой - притягивает внимание, потому что побуждает извращённое удовольствие, которое живёт в бессознательном каждого человека. Это удовольствие возвращает зрителя к первым годам жизни, когда он получал сексуальное удовлетворение от союза с матерью и функционирования своих органов. Со взрослением извращённое удовольствие вытесняется воспитанием и моралью, продолжая жить в бессознательном.
Стоит сделать сноску, что Фрейд заявляет, что сексуальные влечения у человека существуют с момента рождения и развиваются все первые годы жизни. Детская сексуальность - это первооснова как для нормальной сексуальности, так и для извращённой. Расписывать все аргументы на этот счёт слишком долго, но в своих трудах Фрейд убедительно доказывает эти постулаты.
Таким образом, мы приходим к выводу, что киномонстры своей "абъектностью" играют с монстрами нашего бессознательного, открывая доступ к сексуальным перверсиям и первичным влечениям, которые мы боимся в себе признать.
Пишите в комментариях своё мнение по поводу этой теории: согласны вы с этим или нет. Спрашивайте, если какие-то моменты Вам остались непонятны. Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, где я продолжу публиковать оригинальные мысли, которые вы вряд ли найдёте у других авторов.
*прямая цитата из книги Томаса Эльзессера и Мальте Ханнегера "Теория кино: глаз, эмоции, тело".