В 70-е и 80-е наш футбол напоминал бесконечный панк-рок фестиваль: легенды того времени обожают рассказывать про шумные пьянки и невероятные запои, после которых утром еле просыпались, а вечером творили чудеса на поле.
В 1981 году в таком антураже СКА с Гамулой отобрал Кубок СССР у «Спартака». До этого ростовский клуб никогда ничего не выигрывал – только брал серебро чемпионата в 1966-м.
Глеб Чернявский и Игорь Гамула открывают шампанское, чтобы отправиться на 40 лет назад и вспомнить самую яркую победу Ростова в истории советского футбола.
Гамулу не отпускали из «Зари» в СКА. В Ростов его вывозили тайно – в ночи на бобике через поля
В том СКА зажигал форвард Сергей Андреев, а за год до победы в Кубке в Ростов привезли двух игроков «Зари» – Игоря Гамулу и Александра Заварова. Это была стандартная история, когда 18-летние ребята приезжают играть и заодно служить, но украинский клуб был против их отъезда.
«Меня бы в армию не забрали, потому что учился в институте, – говорит Sports.ru Гамула. – Просто «Заря» тогда вылетела из Высшей лиги, а в Первой играть не хотелось. Вот и поехали в СКА – ночью, тайно. Нас отпускать из «Зари» не хотели – пугали, угрожали по коммунистической линии, говорили, что родителей коснется. За нами следили, а это же еще пересечение России и Украины, там поставили ГАИ или что-то такое. Поэтому вывозили нас в темноте на бобике по полям. Доехали до Ростова, спрятались в квартире Сережи Андреева, через три дня призвали в спортроту. Так все и началось в СКА».
Все угрозы советской власти оказались пустыми – ни Гамулу, ни Заварова никто не тронул. А в СКА был только футбол – в армии они не служили, учебку не проходили и не получили даже военную форму. Правда, однажды главный тренер СКА Герман Зонин наказал Гамулу и показательно отправил в часть.
Герман Зонин
«Мы поехали в Хосту, там немножко загуляли и не успели к отбою, – рассказывает Гамула. – Забрались в номера по балкону, а Зонин три часа стоял в холле и караулил нас. Потом его помощник смекнул, зашел в номер, а мы уже там и как будто спим. Зонин заскакивает, заставляет нас подняться, начинаем ходить по полосочке – определял так, пьяные мы или нет. Ходили ровно, но не помогло. Заваров утром должен был улетать со сборной в Аргентину, а мне досталось за двоих – Зонин отправил меня в часть. Пробыл там три дня, в основном мыл посуду. Помню еще, первая игра со «Спартаком» была, а я находился в части и готовил стадион к матчу».
Вскоре за Гамулу вступились лидеры. Его просил вернуть Сергеев, а когда из сборной приехал Заваров, держать только одного в части было непоследовательно. Зонин сдался и отозвал Гамулу обратно.
«Зонин заставил меня приехать на базу в форме, – говорит Гамула. – Это его условие было, хотел показать всем, что так будет с каждым за нарушение режима. Играть начал не сразу – где-то со второго круга, а эту историю Зонин постоянно припоминал. Он вообще любил за нами следить и гонять на зарядки. Идет и орет утром: «Да я уже 120 кругов пробежал, а вы все спите!». И сразу к нам в комнату с Заваровым. А мы приловчились, спать ложились в тренировочной форме сразу. Как только слышим его голос, в дверях стоим. «А вот мы уже, #### [е-мае], готовенькие».
Однажды Гамула и Заваров загуляли и проснулись на окраине Ростова. Чтобы успеть на тренировку, купили мопеды в магазине спорттоваров
Сезон-1980 СКА закончил относительно неплохо – 9-е место из 18. Но генералы посчитали, что Зонина стоит поменять, а назначить хорошо бы армейца. Так тренером стал молодой Владимир Федотов.
«Культурный, воспитанный человек, но крови его мы много попили, – говорит Гамула. – Как бы там ни было, я мог нарушить, но за всю жизнь из-за этого не пропустил ни одной тренировки. Федотов писал в газетах: «Гамула сделан из гвоздей. Вроде бы и нарушил, и надо поругать, а он выходит и лучше других бегает». Нарушить – это когда завтра игра, а мы вечером по шампанскому и под утро приходим. Но перед игрой больше одной бутылки шампанского никогда не пил. После – там да, не обращали внимания и не считали».
Александр Заваров
Совсем сбились со счета в 1980-м, когда только приехали в Ростов. Гамула и Заваров красиво посидели где-то на окраине Ростова, очнулись утром, а уже скоро – тренировка. Вокруг ни такси, ни общественного транспорта, надо как-то добраться до базы. Пришлось трюкачить.
«По-моему, в ресторане мы кого-то зацепили и поехали в гости, – вспоминает Гамула. – Просыпаемся, на улицу выходим – мало того, что город толком не знаем, так еще и район какой-то совсем незнакомый. Тогда же не было яндексов-мандексов, такси, мобильных – надо было выходить, руками махать и ловить машину. Машин не было, зато был магазин спорттоваров. Смотрю, мопеды продаются. Я этому говорю, который продавал: «А можно сразу уехать?». Он отвечает, что, конечно, сейчас бензин найдем».
Мопеды обошлись по 180 рублей (выше средней зарплаты в то время), Гамуле и Заварову денег хватало с запасом – с ночи в карманах осталось по 300. Еще 25 рублей отдали водителю стоявшего рядом грузовика – он слил бензин. Так и поехали на базу.
«У того, кто бензин сливал, спросили, как ехать, – говорит Гамула. – Там было непросто: на Мечникова выехать, а потом вниз-вниз-вниз и дальше уже разобрались. Уже в знакомых местах встретили у ворот собак. Я сказал Заварову не тормозить, а он чуть испугался и притормозил – собаки ему порвали штаны».
Несмотря ни на что, Гамула и Заваров успели на тренировку. На базу они въехали одновременно с автобусом, который привез тренеров и часть игроков.
«Когда Федотов увидел, что мы на мопедах приехали, просто с ума сошел, – говорит Гамула. – Он за голову просто схватился, а все смеются. Мопеды потом отдали солдатам, которые на базе работали, один чуть не убился на нем. Пару раз потом на них за пивом мы ездили».
Гамула забил решающие голы в 1/4 и 1/2 финала. Он играл свободного художника и отдавал ноулуком как Фирмино
Возможно, вы не очень знали, но Гамула не только тренер и шоумен, но и отличный в прошлом футболист. И много сделал для того, чтобы СКА попал в тот финал Кубка. Когда Гамула описывает свой стиль игры, сразу в голову приходит Кевин де Брюйне.