Сегодня Международный день защиты детей. В честь такого события вспоминаем, как маленьких сорванцов изображали в прошлом.
В Средние века сознание людей было исключительно религиозным, искусство — тоже, поэтому тема детства оставалась нераскрытой. Единственный, кого тогда охотно изображали — это младенец Иисус. Но его и ребенком считать трудно, ведь сын божий с самого рождения входит в мир взрослых и разделяет их горести и заботы.
Но история не стоит на месте. На Руси зародился светский портрет — парсуна (искаженное «персона»). Поначалу таких картин было немного и изображали они важных персон — военачальников и властителей, пусть даже совсем юных. Живопись точно отражала тогдашнее отношение к детству: дети — это маленькие взрослые. Они рано вырастают, женятся и как можно скорее приступают к взрослым делам.
Петровские реформы принесли в страну западные идеалы. Расцвела светская культура, а вместе с ней — интерес к личности. К первой четверти XVIII века относится портрет внуков Петра кисти французского художника Луи Каравака. Если раньше дети в живописи были уменьшенными копиями взрослых, то теперь у них появляются характерные детские черты и пропорции тел.
А в середине века, уже русским художником Вишняковым, был написан знаменитый портрет Сары Фермор. Преимущество локальных цветов и статичность изображения все еще напоминают парсуны. Но живописец показывает ребенка таким, какой он есть, и теперь его уж точно нельзя спутать со взрослым. То же касается и портрета юного князя Федора Николаевича Голицына.
К концу столетия дети, наконец, начинают существенно отличаться от взрослых. Увеличивается сама пора детства. Человек проходит полный цикл взросления: младенчество, отрочество, юность. Все это находит отражение в искусстве.
На портрете ниже изображены дочери Павла I. Художница Виже-Лебрен показала их по-детски свежими, в непринужденной обстановке: сестры будто секунду назад оторвались от изучения портрета своей бабушки — императрицы Екатерины.
Отношение к детству продолжает меняться. В XIX веке это олицетворение невинности и чистоты, которое противопоставляют жестоким реалиям. И ребенок уже стоит отдельно от взрослых.
Истинными детьми Алексей Венецианов изобразил воспитанников Академии художеств. Таким же, но чуть старше, ребенком он показал «Спящего пастушка» — уснувшего во время работы крестьянского мальчика. Так, под влиянием романтизма, в живописи появляются дети из социальных низов.
К середине XIX века настроения в стране обострились. Недовольство властью и устройством общества в целом проявляли и художники. Изображая детей бедняков и их лишения, реалисты подчеркивали несправедливость мироустройства.
Рубеж XIX-XX веков — эпоха, когда детство окончательно обособляется. Оно становится уютным и нерушимым мирком, недоступным взрослым. Возможности художников растут: теперь они могут передать не только внешность, но и настроение и даже движения на секунду замерших детей.
В начале XX века ребенок и его внутренний мир ценятся как никогда, но внешняя гармония вот-вот сменится бедами войны и революции. Минуты довольствия запечатлела Зинаида Серебрякова (иллюстрация в начале статьи).
Мы надеемся, вам понравилась эта статья. Если это так, жмите на «палец вверх» — это поможет каналу развиваться.
А еще рекомендуем подписаться на нас, чтобы не пропустить новые интересные публикации об истории искусства, антиквариате и драгоценностях.
Возможно, вам будет интересно:
Кто изображен? Тест для любителей русского искусства
Какое русское искусство наиболее востребовано за рубежом?
Пандемия в XX веке. «Испанка» в искусстве
Антиквариат и ювелирные изделия музейного уровня в нашей галерее: www.vremena-art.ru.