Когда говорят о развитии сотрудников в онлайн-формате, на ум прежде всего приходят вебинары. Но это только один из вариантов организации онлайн-взаимодействия с группой. Для полноценного онлайн-обучения нужна система, объединяющая несколько сервисов, каждый из которых выполняет свою роль и используется для того или иного формата взаимодействия. Все они связаны между собой и дополняют друг друга. Центральной фигурой экосистемы является тренер, администратор или куратор курсов.
В экосистему цифрового обучения обычно входят:
- Платформи для группового обсуждения в режиме реального времени. Сервисы: Zoom, Skype for Business, MS Teams, Slack, Jabber, Webex.
- Системы дистанционного обучения (СДО). Сервисы: Геткурс, Ispring, Teachbase.
- Чаты. Сервисы: WhatsApp, Telegram, Skype, Viber, Facebook Messenger.
- Почтовые сервисы.
Основные форматы цифрового обучения:
- Виртуальные классы.
- Цифровые тренинги.
- Бизнес-игры онлайн.
- Цифровые чемпионаты.
- Корпоративные онлайн-марафоны.
- Цифровые конференции.
- Коучинг-сессии.
- Мастер-майнд группы.
«Экосистема» – это своего рода метафора, обозначающая систему обучения, которая приспосабливается к требованиям и результатам, растет и развивается, совершенствуется, дополняется, «самонастраивается» под потребности команды. Обучение уже давно не воспринимается как отдельный инструмент. Это среда со своими средствами и окружением.
Разберемся, какие средства и приемы и для каких целей помогают создавать и эффективно использовать экосистему обучения.
Невозможно предложить готовую экосистему всем компаниям, работающим с распределенными командами, потому что экосистема обучения – это:
- Люди.
- Технологии.
- Контент.
- Процессы.
Каждая компания индивидуальна, единого рецепта нет. Многие компании протестировали на себе одинаковый перечень технических решений, но каждая остановилась на своем варианте. Что лучше, WhatsApp или Telegram, Skype или Zoom, цифровые тренинги или онлайн-марафоны – ответить невозможно, не уточнив массу нюансов.