Известно, что в середине 1930-х годов тестирования, определяющие детей как одаренных или умственно отсталых, были запрещены в рамках постановления ЦК ВКП(б) «о педологических извращениях». Тестирования не применялись долгие годы. С 1970-х годов они начали применяться в педагогике, но не массово и не как часть оценки знаний и умений школьников и студентов.
Так почему же тесты не подошли советскому образованию? Вот мнение директора центра тестирования при МГУ «Гуманитарные технологии» Алексея Серебрякова:
Тесто-логические методы бросали вызов коммунистической парадигме. Они доказывали, что в советском обществе отнюдь не все равны.
Интересное мнение человека, который, видимо, считает, что вся советская педагогика была направлена не на интересы ребенка, не на воспитание личности и специалиста, а была лишь частью органа пропаганды партии большевиков.
Если следовать этой логике, то получается, что в Советской России педагогикой занимались не специалисты, не преданные своему делу люди, а абы кто, советский народ же был лишен благ и достижений западной науки. Звучит убедительно? Для человека, хоть немного знакомого с историей советской педагогики – нет.
Уважаемый директор центра тестирования пишет о том, какими великими и значимыми были западные ученые, создатели систем тестирования:
Имена отцов-основателей тестологии для образованного человека на Западе так же известны и значимы, как имя Зигмунда Фрейда. Это - представители американской и европейской школ психологии...
Обратимся к примеру советского педагога, об успехах которого пишет весь мир до сих пор – Антону Семеновичу Макаренко. Макаренко в начале 1920-х годов поручили образовать колонии для детей, которых тестологическая западная система определила как «морально дефективных».
Как же повезло этим «дефективным» детям, что их воспитатель не верил и не применял модные для того времени тесты на коэффициент умственного развития (IQ тесты). Макаренко использовал жизненные «тесты», давал ребенку осознать собственный потенциал, использовать его, почувствовать себя человеком полезным и нужным, частью коллектива.
Великий советский педагог в трудкоммунах культивировал в подростках самоуважение и уважение к другим. В результате из коммун Макаренко вышли будущие инженеры, ученые, педагоги и другие специалисты, которым, если бы не Антон Семенович, суждено было бы жить с «диагнозом» дефективности.
К слову, выдающийся советский психолог Л.С. Выготский также считал, что результаты тестов IQ не определяют дальнейшее развитие ребенка.
По мнению защитников систем тестирования, западная модель проверки знаний является самой эффективной. Однако всем известно, что существует и другая практика. Например, NASA выбирает российских специалистов и переманивает их к себе, но критерием для них является вовсе не тесты, а победа в сложных олимпиадах, где задания обычно заключаются не в том, чтобы выбрать один вариант из четырех, а решить нетривиальную задачу.
Если посмотреть на экзамены по иностранным языкам, например, TOEFL, то они состоят из нескольких уровней, помимо тестов нужно уметь генерировать мысль письменно и устно, ведь только так можно показать свое истинное знания языка.
Вовсе не советский подход в обучении, а тесты пытаются всех уровнять: все студенты или школьники решают одинаковые тесты, часто выделенного времени не хватает, экзамены превращаются в борьбу тестируемого со временем и связанным с этим стрессом. Результаты тестов проверяются компьютером. Нередко ученик начал закрашивать правильный ответ не с той строчки, и машина засчитывает все решения неверными.
При такой проверке знаний не учитываются внешние факторы, особенности учащегося, все стандартизировано, зачастую спрашиваются мелкие детали, на подобии того, какого цвета было пальто у героя литературного произведения.
Нет живого диалога или возможности выразить свои знания и мысли в развернутой и свободной форме, как это еще было возможно во времена, когда я поступала в институт, и нам нужно было написать сочинение. Способность написать сочинение на заданную тему проверяет не только знания конкретного литературного произведения, но и способность излагать свои мысли, анализировать и делать выводы.
И самая большая проблема, на самом деле, заключается в том, что зачастую весь процесс обучения превращается в «Что может встретиться в тесте? Как будет построен вопрос? Какую тактику применить, чтобы выбрать верный вариант?». Экзамен вместо проверки реальных знаний и навыков превращается зачастую в способность угадать правильный ответ.