Найти тему

Как убить жену и не испытывать угрызений совести. "Крейцерова соната" Лев Толстой

"Крейцерова соната" - мощнейшее по объемам ненависти произведение, из которого могла бы выйти одна из самых непревзойденных историй любви, если бы Толстой того захотел. В итоге, если и получился гимн чувствам, то эти те самые чувства, те слезы сентиментальности, что появляются на пухлой щечке, скажем, судьи, если он вдруг зачем-то встал на сторону справедливости, вместо того, чтобы повести себя правильно и позаботиться о собственном благополучии.

"Крейцерова соната" прямо-таки создана для того, чтобы бесконечно спорить на темы любви, брака, измены, семейных и межполовых отношений. Бессмысленный поединок бобра с ослом, ибо ни тому, ни другому не суждено стать иным. Ну, за исключением тех редких случаев, когда, например, моя бывшая родственница вдруг однажды превратилась в родственника. После этого ее (его) точка зрения стала приемлемой.

Если понимать - о чем идет речь, а Лев Толстой рассказал в этом произведении о собственном браке, то можно пойти иным путем, не от книги к писателю и не от писателя к книге, а от сюжета к первопричине. Очень долго и тщательно исследовав брак, который описан в "Крейцеровой сонате", я пришел к выводу, что он очень нетипичный, большая редкость. Допускаю все же, что в жизни всякое бывает, но мы на любом этапе, даже в зеленой юности, практически всегда можем определить - кто нас действительно раздражает.

В случае с Позднышевым (главный герой произведения) сыграло свою роль еще и время, ибо Лев Толстой очень хорошо описывает, что в отношениях его с невестой определенную роль сыграла одежда, которую та надевала при встречах. Кто в наше время ограничится одеждой? А также светская отдаленность любых людей, особенно малознакомых. В итоге уверен, что данный брак умер еще до его заключения. А "Крейцерова соната" - это то, куда вылилась лишь малая толика ненависти, которую подобный брак порождает. По сути, вместо того, чтобы развестись, Толстой написал эту книгу и продолжил свой путь мытаря до самого конца.

Многие, знаете, живут в неудачных браках, но здесь нужно принимать во внимание два основных фактора. Первый - такие неудачные браки, когда люди конфликтуют абсолютно всегда, большая редкость. То есть, если человек раздражает и раздражал абсолютно всегда. Второе - следует учитывать, что одним из супругов является Лев Толстой. Без учета того, что он гений, а гениев удовлетворить вообще невозможно, он еще и по натуре рьяный семьянин. Для него развод все равно, что для слуги народа жить на одну зарплату.

"Крейцерова соната" - одно из немногих произведений, а Толстой - практически единственный автор, чьи частности я воспринимаю превыше концепции. С последней все ясно, но данное произведение имеет еще и оборотную сторону. Если в случае с Позднышевым музыка Бетховена обманчива (хотя Бетховен явно из тех, кто на стороне Толстого), то его жену (женщина, кстати, без имени. Толстой не потрудился своей жене имя дать) она выводит из равновесия. А за этим может следовать и раздражение, и возбуждение. Можно ли предугадать что? Конечно! Для мужа - первое, а второе для кого-то другого. Но гораздо важнее для этой бедной женщины было третье - понимание.

Книга - энциклопедия противоречивого, всегда актуального, возбуждающего интерес в ком угодно. Существует отечественная экранизация, где очень неудачно подобраны актеры.

-2