Найти в Дзене
"МАГИЯ РЕТРО ТЕХНИКИ"

Радиоприемники автомобиля Чайка ГАЗ-13, 1958-1981 г.в.

Автомобиль Чайка ГАЗ-13 1958-1981 г.в.
Автомобиль Чайка ГАЗ-13 1958-1981 г.в.

Представительский автомобиль Чайка ГАЗ-13 выпускался с 1958 года по 1981 год, за 23 года выпуска, ГАЗ-13 постоянно модернизировался, совершенствовались и устанавливаемые радиоприемники, при этом стилистика и установочные размеры оставались идентичными, основной «изюминкой» всех чайковских радиоприемников была функция автоматической настройки, АПЧ в диапазоне УКВ, АС состоящая из трех громкоговорителей. С 1958 года по 1960 год устанавливались лампово-транзисторные радиоприемники А-13 и А-13М, которые изготавливал Муромский радиозавод (МРЗ), А-13М был оснащен дистанционным пультом управления.

Установочный комплект радиоприемника А-13М, 1958 г.
Установочный комплект радиоприемника А-13М, 1958 г.
Оригинальная инструкция радиоприемника А-8М, предназначенного для установки в автомобиль Чайка ГАЗ-13.
Оригинальная инструкция радиоприемника А-8М, предназначенного для установки в автомобиль Чайка ГАЗ-13.
Принципиальная схема радиоприемника А-8М.
Принципиальная схема радиоприемника А-8М.
Ранний радиоприемник А-13 в автомобиле ЗиЛ-111, такой же ставили и в номенклатурных Волгах ГАЗ-21, без кнопок управления антенной.
Ранний радиоприемник А-13 в автомобиле ЗиЛ-111, такой же ставили и в номенклатурных Волгах ГАЗ-21, без кнопок управления антенной.

В 1960 году производство А-13 и А-13М для комплектации ГАЗ-13 было передано на Рижский радиозавод им. А.С.Попова (RRR), которые получили маркировки АПВ-60 и АПВ-60-2, соответственно, внешне рижские радиоприемники отличались силуминовой передней панелью корпуса, пластиковыми ручками управления, в остальном были идентичны.

Радиоприемник АПВ-60 на панели ГАЗ-13, для него характерны пластиковые ручки управления.
Радиоприемник АПВ-60 на панели ГАЗ-13, для него характерны пластиковые ручки управления.

С 1958 года по 1962 год параллельно с чайковским А-13, МРЗ штучно выпускал номенклатурную версию А-13, предназначенную для установки в автомобиль Волга ГАЗ-21, отличалась от чайковской отсутствием клавиш управления антенной , скорректированными установочными стандартами, акустическая система состояла из одного овального динамика 3ГД-28. Волговский номенклатурный радиоприемник А-13 мельком засветился в фильме Л. Гайдая "Шофер поневоле". Схемотехника радиоприемников А-13, А-13М, АПВ-60/АПВ-60-2 построена на 8 радиолампах и 4 транзисторах П201А (2 в анодном преобразователе и 2 в оконечном каскаде УНЧ). Приёмник работает в диапазонах СВ 520 - 1500 кГц (578,0 -200,0 м), КВ разбитом на 3 поддиапазона 25м, 31м,49 м, УКВ 65,5-73МГц. Чувствительность в диапазонах СВ и на любом из поддиапазонов КВ - 50 мкВ, в УКВ - 5 мкВ. Избирательность по соседнему каналу в АМ диапазонах - 36 дБ, ЧМ - 26 дБ. АРУ обеспечивает соотношение входного и выходного сигнала (дБ) как 60 к 6. Номинальная выходная мощность УНЧ составляет 2 Вт, максимальная составляет 4 Вт. Диапазон воспроизводимых звуковых частот в диапазонах АМ составляет 80-4000 Гц, в диапазоне УКВ составляет 80-8000 Гц. Мощность, потребляемая от бортовой сети автомобиля составляет 20 Вт. Размеры приёмника составляют 235х170х100 мм. Вес установочного комплекта с анодным преобразователем составляет 5 кг. В 1961 году радиоприемник АПВ-60-2 был модернизирован, был введен диапазон ДВ 150 - 415 кГц (2000,0 - 725,0 м), был расширен диапазон КВ, который был разбит на поддиапазоны 16м, 19м, 25м, 31м, 49 м. В 1963 году радиоприемники АПВ-60/АПВ-60-2 были сняты с производства и заменены радиоприемником АПВ-63, имевшим дополнительный транзисторный УНЧ для подключения задней акустической системы.

Поздний АПВ-60-2 и АПВ-61 имели  расширенные диапазоны, аналогичную лицевую панель имели радиоприемники АПВ-63 и ранние выпуски транзисторных радиоприемников АПВ-68.
Поздний АПВ-60-2 и АПВ-61 имели расширенные диапазоны, аналогичную лицевую панель имели радиоприемники АПВ-63 и ранние выпуски транзисторных радиоприемников АПВ-68.

В 1968 году лампово-транзисторный радиоприемник АПВ-63 был заменен полностью модульным транзисторным радиоприемником АПВ-68, спроектированным «с чистого листа», не привязанным по конструкции к предыдущим моделям, с расширенным диапазоном воспроизводимых частот составлявшим 80-10000 Гц, за счет дополнительных УНЧ, суммарная мощность составила 16 ВТ, АПВ-68 имел много модификаций и комплектаций, в 1973 году был оснащен стереодекодером и стал стереофоническим, при модернизации была обеспечена возможность подключения стереофонического магнитофона. Все чайковские радиоприемники являлись штучными изделиями, как и сам автомобиль Чайка ГАЗ-13, радиоприемники могли отличаться друг от друга при одинаковой маркировке, каждый радиоприемник комплектовался инструкцией и технической документацией, соответствующей именно данному экземпляру. Наиболее редкими в настоящее время являются лампово-транзисторные радиоприемники А-13/АПВ-60 ранних версий, в процессе ремонтных работ проводимых с автомобилями ГАЗ-13, эти радиоприемники менялись на АПВ-68, которые выпускались в модификации для комплексной замены ламповых версий, поставлялись в ЗиП специализированным авторемонтным предприятиям.

Радиоприемник АПВ-68 поздних версий, имел характерные цилиндрические кнопки переключателя диапазонов.
Радиоприемник АПВ-68 поздних версий, имел характерные цилиндрические кнопки переключателя диапазонов.

Все версии чайковских радиоприемников имели модификации с «европейскими» диапазонами УКВ, такие радиоприемники устанавливали на автомобили предназначенные для обслуживания советских Посольств в Западных Странах, а так-же на автомобили, предназначенные для номенклатуры ГДР. А-13Е с 1958-1960 годы выпускался с диапазоном УКВ 88-100МГц, с 1960-1962 годы с диапазоном 88-104 МГц, АПВ-60/61/63 (Е) выпускались с диапазоном УКВ 88-104 МГц, АПВ-68Е выпускались с диапазоном УКВ 88-108 МГц.

Мне посчастливилось познакомиться с А-13 воочию, в конце 70-х годов, мой приятель по спорту попросил меня отремонтировать радиоприемник, стоявший на Волге ГАЗ-21И 1962 года выпуска, принадлежавший его деду, сказал, что радиоприемник «чайковский» с УКВ. Я согласился, подумал, что метафора «чайковский», скорее всего для «красного словца», а радиоприемник скорее всего А-18, который начали ставить на ГАЗ-21Р/УС с 1965 года. Когда приятель принес радиоприемник в комплекте с выносным блоком, я понял, что радиоприемник явно не волговский, у него были хромированные латунные ручки управления и хромированные кнопки, радиоприемник имел маркировку А-13, был изготовлен Муромским радиозаводом в 1960 году, явно был не родной, так как его выпуск не соответствовал году выпуска автомобиля. Оказалось, что во время службы деда офицером, ему удалось прижать радиоприемник А-13, стоявший на служебной Волге ГАЗ-21 командующего МВО, данная Волга подлежала списанию. Перелопатив кучу справочников, я выяснил, что радиоприемник А-13 выпускался с 1958 года по 1962 год Муромским радиозаводом в нескольких модификациях, ставился на представительские автомобили Чайка ГАЗ-13 и ЗиЛ-111, больше никакой толковой информации, ни схем, ни характеристик… Советская номенклатура не считала нужным доводить до широкой аудитории информацию о своих секретах. К моей радости, причиной отказа работоспособности был перетертый жгут, соединявший радиоприемник с анодным преобразователем, в итоге был изготовлен новый жгут и распаян соответствующим образом, для профилактики были заменены все лампы на новые. Радиоприемник А-13 был неплохо собран, отлично настроен, все комплектующие имели маркировку военной приемки, в монтаже применены провода МГШВ, МГШВЭ и БПВЛ. Анодный преобразователь транзисторный, собран на двух П201А, за исключением диодного моста и транзисторов, практически идентичен БП-12, применяемому на части волговских радиоприемников А-12. Если сравнивать А-13 и волговский А-18 с диапазоном УКВ, то это «небо и земля», А-13 не имеет никаких паразитных наводок в УНЧ от анодного преобразователя, работает очень чисто, четко держит станции УКВ, не нужно как на А-18 постоянно подстраивать убегающую в движении волну. В свое время у меня была навязчивая мысль добыть А-13 для семейной ГАЗ-21И 1961 года, но к сожалению не нашел, потом раздобыл экспортный А-18-Е с диапазоном УКВ 88-104 МГц, отреставрировал и успокоился, но ненадолго, потом его место занял транзисторный Blaupunkt Frankfurt Z-Series 1964 года выпуска с УКВ 88-104 МГц и механической, кнопочной памятью, по стилистике близкий к волговским радиоприемникам 60-х, ручки управления я поставил чайковские.

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, будет еще много интересного и занятного! С уважением к читателям! Не болейте и не унывайте! Все будет хорошо!
Сергей Буров