Найти тему
Куаныш Султанов

Крылатые охотники за субмаринами - малый протоволодочный корабль проекта 11451

Подводные лодки впервые заявили о себе в первую мировую войну. Они добились немалых успехов (хотя и не без изрядных потерь), а потому привели к появлению нового класса боевых кораблей - противолодочных. К концу второй мировой войны их разделяли на две категории большие, предназначенные для поиска вражеских субмарин и охраны конвоев в открытых морях и океанах, и малые. На последних возлагались оборона подходов к портам и базам, прибрежных акваторий и судоходства там, прикрытие районов развертывания своего флота.

В СССР, в 50-е гг., имелись так называемые большие и малые охотники за подводными лодками, в том числе спроектированные еще в 30-е гг., а также построенные в первое послевоенное десятилетие. Кроме пушек и пулеметов, они обладали двумя десятками глубинных бомб, подводного же противника обнаруживали, главным образом, с помощью шумопеленгаторов. Но этого стало недостаточно даже для борьбы с дизель-электрическими субмаринами, а ведь появились уже атомные, развивавшие под водой до 25 - 30 узлов, и глубиной погружения в 250 – 300 м. Поэтому устаревающим "охотникам" потребовалась замена.

В 1954 г. в СССР создали малый противолодочный корабль (МПК) проекта 199. За основу взяли корпус и силовую установку серийного торпедного катера, главным же оружием сделали два сбрасывателя обычных глубинных бомб, а также гидроакустическую станцию. Почти одновременно, под руководством А.В.Кунаховича, разработали МПК проекта 201 водоизмещением 161 т и скоростью 24 узла. Его оснастили гидроакустической аппаратурой, четырьмя бомбометами и двумя бомбосбрасывателями. Спустя 4 года приступили к строительству МПК проекта 204 (450 – 550 т), получившего современные противолодочные средства. Ими были многоствольные бомбометы, выстреливающие реактивные глубинные бомбы, четыре однотрубных аппарата для противолодочных торпед калибром 400 мм и гидролокационная станция с опускаемой на глубину антенной, что повышало вероятность обнаружения неприятельских субмарин.

В 1957 - 1971 гг. строились подобные корабли проекта 159, разработанные под руководством того же А.В.Кунаховича, которые были крупнее предшественников –водоизмещение 950 т - и предназначались для операций в открытом море. Они получили 5-трубный торпедный аппарат, 4 реактивных бомбомета и 2 кормовых бомбосбрасывателя. Антенну гидролокатора упрятали в подкильный обтекатель, поэтому корабль мог вести наблюдение за глубинами при скорости 24 узла; правда, из-за обтекателя заметно увеличилась осадка. Новинкой стала комбинированная силовая установка.

Еще в середине 60-х гг. у нас приступили к проектированию и изготовлению газотурбинных Силовых установок 2-го поколения, которые были экономичнее предшествующих и обладали большим сроком службы. Уже к 1970 г. создали такие двигатели мощностью в 16000 л.с., они предназначались для применения на боевых кораблях - на подводных крыльях и воздушной подушке. Одновременно прорабатывались во многом унифицированные силовые установки 3-го поколения, а также комбинированные. Последние представляли собой сочетание газотурбинного двигателя - для полного хода и дизельного маршевого - для движения малым и экономичным ходом.

На следующем противолодочнике проекта 35 (руководитель работ Н.Х.Желясков), представлявшем собой улучшенный 159-й, тоже применили комбинированную силовую установку, новые бомбометы, а вместо того, чтобы ставить обтекатель, антенну гидролокатора сделали опускаемой.

Словом, МПК создавались, и довольно успешно. В частности, в Зеленодольске, на судостроительном заводе имени М.Горького, группа конструкторов во главе с Ю.А.Никольским разработала МПК проекта 1124 водоизмещением более 900 т. На нем установили два спаренных аппарата для 533-мм торпед и столько же бомбосбрасывателей. Антенну гидролокационной станции поместили в поднимаемом обтекателе, чтобы он не создавал дополнительного сопротивления встречному потоку воды, имелась и опускаемая. Силовая установка состояла из двух дизелей мощностью по 10000 л.с. и газовой турбины в 18000 л.с., которая позволила довести скорость полного хода до 35 узлов. Дальность плавания достигала 2700 миль.

А на Ярославском судостроительном заводе под руководством Е.И.Юхтина подготовили (к 1979 г.) проект 1241.1 корабля водоизмещением 460 т. В силовую установку входили два дизеля мощностью по 10000 л.с. Вооружили его 76-мм пушкой, 6-ствольной скорострельной артсистемой АК-630 (о них ниже), двумя реактивными бомбометами и таким же количеством бомбосбрасывателей. В зависимости от обстоятельств, антенну гидролокатора можно было опускать либо помещать в подкильный обтекатель, Но через некоторое время флоту понадобились иные МПК, которые по скорости значительно превосходили бы предшественников, обладали бы повышенной мореходностью, а потому — что самое важное - могли бы в течение похода контролировать обширные акватории. Было ясно: подобный качественный рывок способны совершить только корабли на подводных крыльях.

В СССР, еще с 60-х гг., занимались исследованиями гидродинамики подводного крыла, в том числе быстроты выхода корабля на него, сохранения на ходу постоянной подъемной силы, уменьшения сопротивления крыла и поддерживающих его стоек набегающему потоку и кавитации. В итоге остановились на двух вариантах – крыльях с автоматической стабилизацией по крену и дифференту, и глубокопогруженных, с автоматическим регулированием подъемной силы и стабилизацией корпуса корабля над поверхностью моря.

Результаты теоретических исследований проверили на судне-модели "Тайфун", и в феврале 1967 г. командование ВМФ выдало соответствующий заказ Зеленодольскому проектно-конструкторскому бюро. Созданием малого противолодочного корабля проекта 1141 руководил А.В.Кунахович, а после его кончины - Е.И.Овсиенко. Здесь же, на заводе, построили первый крылатый МПК водоизмещением 465 т, которому позже, в честь создателя, дали название - "Александр Кунахович". Поскольку корабль во многом был необычным, военные решили ограничиться одним, чтобы использовать его в качестве опытного.

Этот МПК, проекта 1141, оснастили глубокопогруженным крылом с автоматической стабилизацией по крену и дифференту, и даже при сильном волнении качка не превышала 2-3 градусов.

Силовая установка вновь была комбинированной и состояла из трех газовых турбин мощностью по 18000 л.с. - они приводили в действие три гребных винта, выполненных по схеме "тандем", и обеспечивали кораблю полный ход в 53 узла и максимальный - в 60. На малом же - их заменяли двумя дизелями по 800 л.с., работавшими на водометный движитель.

Вооружили "Александра Кунаховича" двумя 6-ствольными артустановками АК-630 и парой счетверенных аппаратов для стрельбы противолодочными торпедами. Поиск подводного противника вели на "стопе" с помощью гидролокационной станции с опускаемой антенной. Не обнаружив цель, ее поднимали, и быстро, на скорости 40 узлов, переходили в другой район, где все повторялось: моряки работали в так называемом "режиме подскока".

Опытная эксплуатация самого крупного и самого скоростного боевого корабля на подводных крыльях продолжалась до 1980 г. Подтвердилась его хорошая мореходность и эффективность, в частности, возможность пуска торпед при скорости 50 узлов. Ну а в 1997 г. списанный МПК сдали на разделку...

Полученные за годы его службы данные использовали при создании следующего МПК на подводных крыльях, проекта 1145, в Зеленодольском проектно-конструкторском бюро.

Его оборудовали фиксированными носовыми и кормовыми крыльями с управляемыми закрылками, носовым подруливающим устройством.

Силовая установка состояла из двух газовых турбин мощностью по 20000 л.с., работавших на тандемные гребные винты, а на малом и экономичном ходу использовался дизель в 10000 л.с.

В носовой части находилась 76-мм пушка АК-176М. Еще в 60-е гг. было решено оснастить малые боевые корабли облегченной скорострельной пушкой такого калибра. Тактико-техническое задание на нее составили в сентябре 1969 г., изготовили же, под индексом А-221, на Горьковском машиностроительном заводе. После испытаний приняли на вооружение, присвоив обозначение АК-176. Ее масса достигает 10,5 т, углы возвышения ствола длиной 59 калибров составляют от минус 10 до плюс 80 градусов, горизонтального наведения - 168 градусов. Снаряды поступают в казенник с двух сторон, темп стрельбы – 120 - 130 выстрелов в минуту, причем огонь можно вести по воздушным, надводным целям и длинными очередями по 70 патронов.

На надстройке, за мачтой и антенными устройствами, располагалась башенная 30-мм, 6-ствольная артсистема AK-630. Ее создавали с 1963 г., под названием А-213, для поражения низколетящих самолетов и крылатых ракет. Она выполнена в виде блока вращающихся стволов длиной по 54,3 калибра — в этом случае уменьшается нагрузка на каждый и их износ. Охлаждение производится специальной жидкостью, циркулирующей между ними и кожухом. Углы вертикальной наводки – от минус 12 до плюс 85 градусов, горизонтальной - 180 градусов, скорострельность - до 5000 выстрелов в минуту. В 1974 г. установку приняли на вооружение, присвоив индекс AK-630, спустя шесть лет появился модернизированный вариант АК-630М.

Около рубки находились две системы, выстреливавшие заряды, создающие пассивные радиолокационные помехи, - из-за них на экранах радаров противника возникают сплошные засветки, "забивающие" эхо-сигнал от цели. Ближе к корме, у бортов, стояли счетверенные аппараты для противолодочных торпед.

МПК проекта 1145 был оборудован радиолокатором для поиска надводных целей и системой их опознавания, а также гидролокационной станцией с опускаемой антенной.

Корабль получился удачными, но до серийного производства дело не дошло - построили всего два МПК этого типа. (Кстати, заметим, что в 50 – 60-е гг. флоту сдали 52 МПК проекта 199 и 160 - проекта 201.) Началась злополучная "перестройка" с разрушительными “реформами", что привело к экономическому краху страны, резкому сокращению ассигнований на флот, которому в столь драматической ситуации пришлось встречать свое 300-летие.

Такова история этих красивых крылатых военных кораблей.

Благодарю, если дочитали – вы истинный ценитель истории военной техники и ставьте лайк.

Здесь Вы можете узнать о Диверсии при строительстве Танконосца - Малого десантного корабля на воздушной подушке проекта 12321