Я филологиня с красным дипломом, но этот факт никак не мешал мне каждый раз при вопросе о любимой книге впадать в ступор. По началу меня стыдило, что не находится ответить человеку не просто что-то мало-мальски стоящее, но и вообще ничего не приходило на ум. При каждом таком вопросе я нервно пыталась ухватиться за ту книгу, которая бы удовлетворила любопытство интересующегося, пыталась подстроить якобы любимую под мировоззрение тех людей, кто хотел узнать о ней. Следовательно, "та самая" постоянно менялась в зависимости от спрашивающего. Не спешите бросать осуждающие взгляды, это происходило совершенно незапланированно: мой мозг, уже предвещая вектор дальнейшего разговора, будто бы отключался и в конвейере постоянно меняющихся названий книг цеплял что-то знакомое человеку, чтобы поскорее избавиться от вопроса, доставлявшего сильное волнение. "Лишь бы ответить что-то и сбежать от этой злосчастной темы", - пульсировало у меня в голове, пока не чувствовала, что собеседник доволен ответом. Я понимала, что мои высказывания сплошная безнадежная ерунда, но ничего поделать с этим не могла. Пока однажды не случился разговор с самой собой.
Это был ничем не примечательный день. По правде, я не помню обстоятельств происходящего. Просто в очередной раз до моего сознания доносится "Ты же филолог, много читаешь. Расскажи о любимом произведении" — эхом разносятся слова "любимое произведение", "любимое произведение", "любимое произведение" по всем клеткам тела. Этого не было видно (по крайней мере, я надеюсь), но все внутри словно сжалось. По своему неизменному сценарию ловлю книгу, с которой, вероятно, знаком интересующийся. Однако в этот раз, что-то поменялось: когда я отвечала стандартными фразами, в моей голове велась беседа.
— Позади пары по введению в литературоведение, многочисленные прослушанные лекции о истории русской литературы, прочитанные и переваренные произведения зарубежной литературы, тонкости русского языка и многое другое. И как после такого багажа знаний у тебя нет любимой книги?
— А с чего бы вдруг она ДОЛЖНА быть? Мною не просто не прочитано, но и не осознанно еще столько книг, что хватит на две жизни вперед.
— Тогда в чем же проблема признать, что может и не быть любимой книги?
Да. У меня нет любимой книги! И, оказывается, это нормально. Просто я чувствую моментом: то, чем сейчас зачитываюсь перед сном, является любимым конкретно сейчас. Я проживаю жизни героев, пропитываюсь их чувствами, проникаюсь всегда неповторимой атмосферой. Почти все, на что падает мой взор при выборе книги, я люблю в определенной степени равно: что-то ближе мне, а что-то не совсем, но все я понимаю и принимаю. Как ты можешь выбрать что-то одно среди огромного списка уже написанного и прочтенного, при этом осознавая, какое множество книжных миров у тебя впереди. И ведь еще вопрос в том, как сильно можно поменять свою точку зрения через двадцать лет, месяц, неделю или даже день. Я не статична, мой мир постоянно движется и я вместе с ним. Поэтому у меня нет любимой книги. Есть та, что позволяет мне проживать ее настроения здесь и сейчас. Этого уже достаточно "выше крыши".
----
Благодарю, что ты дошел до конца, дорогой друг! Расскажи, какова твоя позиция на поднятую тему. И есть ли книга, стоящая особняком в твоей жизни.