Найти тему

Павловский вокзал: музыкальная глава Царскосельской железной дороги

Оглавление
Макет Павловского музыкального вокзала. Музей железных дорог России, 2020
Макет Павловского музыкального вокзала. Музей железных дорог России, 2020

Пейзажный парк в долине реки Славянки в царской России принадлежал великим князьям дома Романовых. Но отдыхали в Павловске не только члены семьи правящей династии. Павловский парк был излюбленным местом отдыха петербургской аристократии. На берегу вокзального пруда, где расположена лодочная станция, установлен памятный знак с надписью :

"На этом месте 22 мая (3 июня) 1838 года был открыт Павловский музыкальный вокзал— крупнейший центр культурной жизни России".

Но почему вокзал стал культурным центром? В начале XIX века никто бы не задал этого вопроса. Вокзалы в России открыли задолго до появления первых пассажиров. Так в июле 1777 года «Санкт-Петербургские ведомости» поместили объявление об открытии на Каменном острове «фокзала». Это сообщение стало первым упоминанием слова «вокзал». Фокзал, он же воксал и вокзал — адаптированное на русском языке название лондонского пригородного увеселительного сада Vauxhall Gardens, произошедшее от имени его владелицы Джейн Вокс. В России это слово стало нарицательным и означало по началу увеселительное заведение. 

Как тогда вокзал связан с железной дорогой? Пассажирские станционные здания вокзалами стали называть в конце XIX века. К этому времени относят первое упоминание в словаре этого слова в качестве железнодорожного термина.

NB Пассажирские станционные здания вокзалами называют только на постсоветском пространстве. На родине железных дорог, в Англии, станционные железнодорожные здания обозначают термином railway station.  

Появление первого железнодорожного вокзала связано с Царскосельской железной дорогой, которая вошла в историю как первая железная дорога России. Открытие линии состоялось 30 октября (11 ноября) 1837 года. Линию от Санкт-Петербурга до Царского села с продолжением в Павловск строило акционерное общество с расчетом на то, что дорога окупит себя и принесет прибыль владельцам. Франц Антон фон Герстнер — создатель проекта железнодорожного пути, сделал ставку на развлечение. Его заслуга заключается не только в строительстве железной дороги, но и в формировании системы спроса путем организации ресторанной и концертной деятельности для пассажиров. Главным маркетинговым ходом акционерного общества стало открытие во великокняжеской резиденции Павловского музыкального вокзала.

Место

Железная дорога, через специально построенные ворота,  входила в Павловский парк у деревни Тярлево. По территории резиденции паровоз, тянущий вагоны с пассажирами, проходил  1, 3 километра. С дымом и паром состав проносился мимо Круглого (Музыкального) зала, пассажиры через  вагонные окна любовались многочисленными аллеями, которые пересекала дорога. Пройдя мимо сторожки и забора, огораживающего станцию, по границе Дружеской аллеи, поезд подходил к платформе Павловского музыкального вокзала. Из вагонов пассажиры выходили на северный берег пруда, который в 1850-х гг. получил название Вокзального.

Строительство

Подготовка к строительству в Павловском парке началась зимой 1836 года — раньше работ над другими станционными зданиями дороги. За первую зиму сумели разметить трассу линии, прорубить просеку шириной 8 метров и расчистить место под постройку сооружений. Землю для строительства путей и вокзала на безвозмездной основе, но с оговоркой, предоставил брат Николая I — великий князь Михаил Павлович: 

"...при продолжении дороги до Павловска, устроить некоторые для удовольствия публики строения, но с тем, чтобы планы их были представлены в мое утверждение, и чтобы отведенные для постройки земли не считались собственностью компании”.

Желание владельца резиденции налагало особые требования к строительству здания. Так на это единственное сооружение дороги 16 марта 1836 года был объявлен конкурс, основным условием которого была стоимость постройки в 200 тысяч рублей. Из представленных 11 проектов русских архитекторов и 2 немецких предложений Михаил Павлович выбрал работу берлинских архитекторов Штарка и Штюлера. Но так как постройка здания по их проекту намного превышала намеченную сумму, приняли проект любимого архитектора императора — Андрея Ивановича Штакеншнейдера.

7 июля произошла закладка здания. В строительстве были задействованы 200 человек под наблюдением помощника Штакеншнейдера и архитектора Франца Руска. В сентябре огромный павильон вчерне был готов: здание подвели под крышу, покрыли железом и закончили наружную отделку. Однако дождливое лето осложнили работы, строительные материалы отсырели, и внутреннюю отделку начинать было нельзя. Однако уже зимой приступили к внутренним работам. 

Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865)
Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865)

В это время параллельно шло строительство железной дороги. На милость противникам железных дорог Герстнер в сроки не поспевал и полностью открыть линию осенью 1836 года, как предусматривал проект, не мог. Но для того, чтобы утереть нос неприятелям и подбодрить приверженцев железнодорожного транспорта, было открыто частичное движение от Царского Села до Павловска. Всю зиму и лето ходили на этом участке поезда. В Павловском парке, после проведения внутренних работ, для отдыха и обогрева пассажиров в вокзале открыли несколько комнат. Несмотря на ускорение работ, к открытию Царскосельской железной дороги здание закончено не было. Первый поезд из Петербурга в Павловский парк прибыл 22 мая 1838 года. В этот день состоялось открытие Павловского музыкального вокзала.

Фрагмент макета Царскосельской железной дороги. Музей железных дорог России, 2020
Фрагмент макета Царскосельской железной дороги. Музей железных дорог России, 2020

Арихитектура

Павловский музыкальный вокзал несколько раз перестраивали, как под натиском трагических обстоятельств, так и для осуществления практических целей. Если изображения здания второй половины XIX века сохранились хорошо, то облик первого вокзала подробно описан в словесной форме.

Макет Павловского музыкального вокзала. Музей железных дорог России, 2020
Макет Павловского музыкального вокзала. Музей железных дорог России, 2020

Первые пять летних сезонов пассажиры Царскосельской железной дороги, прибывая в Павловский парк, видели на половину крытую платформу. В конце находился поворотный круг, который замыкал путь. От перрона, в центре, отходила крытая галерея, по которой, пройдя 43 метра, пассажиры попадали во внутреннее помещения вокзала. Павловский вокзал в плане напоминал Большой Павловский дворец: к двухэтажной центральной части примыкали изогнутые симметричные крылья-галереи с комнатами для найма. В центральной части размещалось несколько залов, предназначенных для проведения обедов, торжественных вечеров и балов. При входе из центральной части на галереи находились кассы и служебные помещения.

NB В одном из служебных помещений находилась паровая машина, приводившая в движение насос, подававший воду в бак, расположенный на чердаке здания. Из бака вода поступала в жилые комнаты и на кухню вокзала, расположенную там же. Фонтаны питались непосредственно от насосов.

Во внутренние помещения можно было попасть и на карете, подъехав к заднему фасаду вокзала. Там же, у специального входа, были гардеробные и лестницы, ведущие на хоры второго этажа. Первый зал, в который попадали пассажиры, был круглый, из него два прохода вели в Большой зал. Он находился поперек здания так, что одной стороной примыкал к двум буфетным залам, а другой выходил в сад. В средней части, внутри большого зала, находилась полукруглая терраса, с выходом в сад. Второй этаж с хорами поддерживали квадратные колонны, оттуда был выход на балкон, находившийся над террасой. В помещениях боковых флигелей, которые примыкали к центральной части, находились бильярдные. Таким это здание видели поэт Нестор Васильевич Кукольник и композитор Михаил Иванович Глинка.

Начало 1844 года было омрачено пожаром, который возник в здании Павловского вокзала. Огонь уничтожил центральную часть сооружения. Страховая компания возместила убытки, что позволило построить новое здание по проекту А. И. Штакеншнейдера к началу мая. При реконструкции вокзала архитектор произвел значительную перепланировку центральной части, не изменяя ее размеров.  Трансформация внутреннего пространства вокзала позволила решить задачу с размещением  публики. Были ликвидированы круглый и два буфетных зала со множеством проходов, был значительно увеличен большой зал. К помещениям второго этажа пристроили галереи, на которых могли гулять пассажиры и любоваться оттуда огнями иллюминации и фейерверков. Таким вокзал увидел король вальсов Иоганн Штраус.

Во второй половине XIX века Павловский музыкальный вокзал стал популярным местом отдыха. Организованный когда-то как увеселительное заведение, вокзал перерос в концертное учреждение, в котором не доставало эстрады для оркестра. Поэтому в 1861 году произвели реконструкцию здания. Архитектурный проект разработал архитектор Департамента железных дорог Август-Вильгельм Фридрихович Петцольд.

Август-Вильгельм Фридрихович Петцольд (1823-1891)
Август-Вильгельм Фридрихович Петцольд (1823-1891)

Большой зал, длительное время предназначавшийся для торжественных обедов и балов, был передан слушателям и музыке. Для этого в нем на месте террасы соорудили эстраду, такую же эстраду сделали и со стороны сада, а в примыкавшем справа боковом флигеле устроили ресторан. Таким образом вместимость зала достигла 1000 человек. Годом ранее рядом со станцией приступили к сооружению газового завода, предназначенного исключительно для освещения здания и прилегающей территории. В обновленном вокзале в 1862 году отметили 25 годовщину открытия Царскосельской железной дороги.

В архитектурный ансамбль станции в Павловске 18 мая 1876 года вошел театр, построенный по проекту Николая Леонтьевича Бенуа. Главный фасад здания, выполненный в стиле Павловского вокзала, был обращен к вокзальной площади. Внутри театра находился зрительный зал с тремя ярусами лож и партером, который вмещал до 1000 зрителей. Но новая площадка не сумела разгрузить основную сцену.

Так в 70-80-х гг. XIX века была сделана пристройка к основному зданию, в которой разместили зал ожидания, а рядом с галереей соорудили помещения и в них перенесли телеграф, станционные службы и кассы. С противоположной стороны галереи сделали застекленную стенку, в результате чего появилось еще одно помещения для ожидания поездов. В 1883 году произошла последняя переделка концертного зала.

Первые годы работы Павловского вокзала концертная деятельность носила второстепенный характер: несколько бродячих музыкантов размещались на хорах, играя днем для обедающих, а вечером для танцующих. С годами интерес публики к железной дороге ослабевал, но возрастала популярность Павловского музыкального вокзала. Здание ремонтировали и реконструировали, чтобы исполнить желание публики. С годами менялся и репертуар.

Фрагмент макета Царскосельской железной дроги. Музей железных дорог России, 2020
Фрагмент макета Царскосельской железной дроги. Музей железных дорог России, 2020

Музыка первой чугунки

Дирижёром первых сезонов Павловского вокзала в 1839 году стал Йозеф Герман. Он впервые представил миру оркестровую версию "Вальс-Фантазия" Михаила Ивановича Глинки. Успех произведения был таков, что публика негласно стала называть произведение "Павловским вальсом". 

NB В 1856 году М. И. Глинка представил собственную версию "Вальс-фантазия" для оркестра. Эта версия получила мировую известность, а ноты первой оркестровой версии утрачены.

Если это произведение Михаила Ивановича вышло "железнодорожным" по воле случая, то "Попутную песню" композитор создал под впечатлением открытия Царскосельской железной дороги. В 1840 году работа вошла в вокальный цикл "Прощание с Петербургом". Музыка попутной песни посвящена родственнику братьев Кукольников Н. Ф. Немировичу-Данченко — приятелю композитора. Музыка романса создана раньше литературного текста, написанного Нестором Васильевичем Кукольником. Поэт в дневнике пишет, что он "подложил" специально сочиненные им слова к нотному тексту, в котором "чрезвычайно оригинальная композиция изображает паровоз с его ежедневными ощущениями". 

С Павловском тесно связана творческая судьба "короля вальсов" — Иогана Штрауса. Композитор сочинял и дирижировал в Павловском вокзале 10 сезонов с 1856 по 1872 год. Наравне с европейской музыкой звучали произведения русских композиторов. Штраус дирижировал исполнением "Камаринской" и "Жизни за царя" М. И. Глинки, включал в концертные программы произведения А. Н. Серова, А. С. Даргомыжского и П. И. Чайковского. 

С течением времени сменялись дирижеры, а вместе с ними менялся репертуар Павловского вокзала, в котором все большее место занимали произведения классического жанра. Последний постоянный дирижер-иностранец Юлиус Лаубе покинул Павловскую эстраду в 1891 году. На смену ему пришел первый русский дирижер Николай Владимирович Галкин. В начале XX века дирижером Павловских сезонов стал Александр Петрович Асланов. Под его рукододством по Павловскому парку раздавалась музыка новой русской композиторской школы: Римского-Корсакова, Мусоргского, Рахманинова и др. Последним дирижером в Павлоске до революции был Николай Андреевич Малько.

Что было дальше? 

В XX веке Царскосельская линия вошла в состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Для соединения с сетью железных дорог проложили дополнительные пути, а также устроили станцию Павловск II. Однако участок Павловского парка не был закрыт, концерты и спектакли продолжались на станции Павловск I вплоть до 1941 года. После революции художественный уровень Павловских концертов стал снижаться: новая власть не стремилась напоминать народу о былых достижениях культуры старого общества.

NB Павловский вокзал административно относился не к филармонии, а к железнодорожному ведомству — вначале к правлению Царскосельской железной дороги, а затем к Акционерному Обществу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. После национализации вокзал при станции Павловск I принадлежал Управлению дворцами и парками Ленсовета.  
Источник: https://pastvu.com/p/132917
Источник: https://pastvu.com/p/132917

Здание Павловского музыкального вокзала было разрушено в период Великой Отечественной войны. Но несмотря на это железнодорожная ветка Детское Село-Тярлево-Павловск I указывалась на схемах до 1952 года. 

Поворотный круг и место бывшей станции Павловск-1, 1949. Источник: https://pastvu.com/p/662821
Поворотный круг и место бывшей станции Павловск-1, 1949. Источник: https://pastvu.com/p/662821

На этом история вокзала не окончена. В феврале 2020 года в периодических изданиях города и железнодорожной газете Гудок появилась новость о воссоздании здания  силами музея-заповедника "Павловск" и ОАО "РЖД". Дата работ остается открытой. Но на 2021 год запланировано восстановление чугунного фонтана-фонаря. На сегодня это все, что осталось от ансамбля Павловского музыкального вокзала.  

Чугунный фонтан-фонарь. ГМЗ "Павловск", 2019
Чугунный фонтан-фонарь. ГМЗ "Павловск", 2019