Пейзажный парк в долине реки Славянки в царской России принадлежал великим князьям дома Романовых. Но отдыхали в Павловске не только члены семьи правящей династии. Павловский парк был излюбленным местом отдыха петербургской аристократии. На берегу вокзального пруда, где расположена лодочная станция, установлен памятный знак с надписью :
"На этом месте 22 мая (3 июня) 1838 года был открыт Павловский музыкальный вокзал— крупнейший центр культурной жизни России".
Но почему вокзал стал культурным центром? В начале XIX века никто бы не задал этого вопроса. Вокзалы в России открыли задолго до появления первых пассажиров. Так в июле 1777 года «Санкт-Петербургские ведомости» поместили объявление об открытии на Каменном острове «фокзала». Это сообщение стало первым упоминанием слова «вокзал». Фокзал, он же воксал и вокзал — адаптированное на русском языке название лондонского пригородного увеселительного сада Vauxhall Gardens, произошедшее от имени его владелицы Джейн Вокс. В России это слово стало нарицательным и означало по началу увеселительное заведение.
Как тогда вокзал связан с железной дорогой? Пассажирские станционные здания вокзалами стали называть в конце XIX века. К этому времени относят первое упоминание в словаре этого слова в качестве железнодорожного термина.
NB Пассажирские станционные здания вокзалами называют только на постсоветском пространстве. На родине железных дорог, в Англии, станционные железнодорожные здания обозначают термином railway station.
Появление первого железнодорожного вокзала связано с Царскосельской железной дорогой, которая вошла в историю как первая железная дорога России. Открытие линии состоялось 30 октября (11 ноября) 1837 года. Линию от Санкт-Петербурга до Царского села с продолжением в Павловск строило акционерное общество с расчетом на то, что дорога окупит себя и принесет прибыль владельцам. Франц Антон фон Герстнер — создатель проекта железнодорожного пути, сделал ставку на развлечение. Его заслуга заключается не только в строительстве железной дороги, но и в формировании системы спроса путем организации ресторанной и концертной деятельности для пассажиров. Главным маркетинговым ходом акционерного общества стало открытие во великокняжеской резиденции Павловского музыкального вокзала.
Место
Железная дорога, через специально построенные ворота, входила в Павловский парк у деревни Тярлево. По территории резиденции паровоз, тянущий вагоны с пассажирами, проходил 1, 3 километра. С дымом и паром состав проносился мимо Круглого (Музыкального) зала, пассажиры через вагонные окна любовались многочисленными аллеями, которые пересекала дорога. Пройдя мимо сторожки и забора, огораживающего станцию, по границе Дружеской аллеи, поезд подходил к платформе Павловского музыкального вокзала. Из вагонов пассажиры выходили на северный берег пруда, который в 1850-х гг. получил название Вокзального.
Строительство
Подготовка к строительству в Павловском парке началась зимой 1836 года — раньше работ над другими станционными зданиями дороги. За первую зиму сумели разметить трассу линии, прорубить просеку шириной 8 метров и расчистить место под постройку сооружений. Землю для строительства путей и вокзала на безвозмездной основе, но с оговоркой, предоставил брат Николая I — великий князь Михаил Павлович:
"...при продолжении дороги до Павловска, устроить некоторые для удовольствия публики строения, но с тем, чтобы планы их были представлены в мое утверждение, и чтобы отведенные для постройки земли не считались собственностью компании”.
Желание владельца резиденции налагало особые требования к строительству здания. Так на это единственное сооружение дороги 16 марта 1836 года был объявлен конкурс, основным условием которого была стоимость постройки в 200 тысяч рублей. Из представленных 11 проектов русских архитекторов и 2 немецких предложений Михаил Павлович выбрал работу берлинских архитекторов Штарка и Штюлера. Но так как постройка здания по их проекту намного превышала намеченную сумму, приняли проект любимого архитектора императора — Андрея Ивановича Штакеншнейдера.
7 июля произошла закладка здания. В строительстве были задействованы 200 человек под наблюдением помощника Штакеншнейдера и архитектора Франца Руска. В сентябре огромный павильон вчерне был готов: здание подвели под крышу, покрыли железом и закончили наружную отделку. Однако дождливое лето осложнили работы, строительные материалы отсырели, и внутреннюю отделку начинать было нельзя. Однако уже зимой приступили к внутренним работам.
В это время параллельно шло строительство железной дороги. На милость противникам железных дорог Герстнер в сроки не поспевал и полностью открыть линию осенью 1836 года, как предусматривал проект, не мог. Но для того, чтобы утереть нос неприятелям и подбодрить приверженцев железнодорожного транспорта, было открыто частичное движение от Царского Села до Павловска. Всю зиму и лето ходили на этом участке поезда. В Павловском парке, после проведения внутренних работ, для отдыха и обогрева пассажиров в вокзале открыли несколько комнат. Несмотря на ускорение работ, к открытию Царскосельской железной дороги здание закончено не было. Первый поезд из Петербурга в Павловский парк прибыл 22 мая 1838 года. В этот день состоялось открытие Павловского музыкального вокзала.
Арихитектура
Павловский музыкальный вокзал несколько раз перестраивали, как под натиском трагических обстоятельств, так и для осуществления практических целей. Если изображения здания второй половины XIX века сохранились хорошо, то облик первого вокзала подробно описан в словесной форме.
Первые пять летних сезонов пассажиры Царскосельской железной дороги, прибывая в Павловский парк, видели на половину крытую платформу. В конце находился поворотный круг, который замыкал путь. От перрона, в центре, отходила крытая галерея, по которой, пройдя 43 метра, пассажиры попадали во внутреннее помещения вокзала. Павловский вокзал в плане напоминал Большой Павловский дворец: к двухэтажной центральной части примыкали изогнутые симметричные крылья-галереи с комнатами для найма. В центральной части размещалось несколько залов, предназначенных для проведения обедов, торжественных вечеров и балов. При входе из центральной части на галереи находились кассы и служебные помещения.
NB В одном из служебных помещений находилась паровая машина, приводившая в движение насос, подававший воду в бак, расположенный на чердаке здания. Из бака вода поступала в жилые комнаты и на кухню вокзала, расположенную там же. Фонтаны питались непосредственно от насосов.
Во внутренние помещения можно было попасть и на карете, подъехав к заднему фасаду вокзала. Там же, у специального входа, были гардеробные и лестницы, ведущие на хоры второго этажа. Первый зал, в который попадали пассажиры, был круглый, из него два прохода вели в Большой зал. Он находился поперек здания так, что одной стороной примыкал к двум буфетным залам, а другой выходил в сад. В средней части, внутри большого зала, находилась полукруглая терраса, с выходом в сад. Второй этаж с хорами поддерживали квадратные колонны, оттуда был выход на балкон, находившийся над террасой. В помещениях боковых флигелей, которые примыкали к центральной части, находились бильярдные. Таким это здание видели поэт Нестор Васильевич Кукольник и композитор Михаил Иванович Глинка.
Начало 1844 года было омрачено пожаром, который возник в здании Павловского вокзала. Огонь уничтожил центральную часть сооружения. Страховая компания возместила убытки, что позволило построить новое здание по проекту А. И. Штакеншнейдера к началу мая. При реконструкции вокзала архитектор произвел значительную перепланировку центральной части, не изменяя ее размеров. Трансформация внутреннего пространства вокзала позволила решить задачу с размещением публики. Были ликвидированы круглый и два буфетных зала со множеством проходов, был значительно увеличен большой зал. К помещениям второго этажа пристроили галереи, на которых могли гулять пассажиры и любоваться оттуда огнями иллюминации и фейерверков. Таким вокзал увидел король вальсов Иоганн Штраус.
Во второй половине XIX века Павловский музыкальный вокзал стал популярным местом отдыха. Организованный когда-то как увеселительное заведение, вокзал перерос в концертное учреждение, в котором не доставало эстрады для оркестра. Поэтому в 1861 году произвели реконструкцию здания. Архитектурный проект разработал архитектор Департамента железных дорог Август-Вильгельм Фридрихович Петцольд.
Большой зал, длительное время предназначавшийся для торжественных обедов и балов, был передан слушателям и музыке. Для этого в нем на месте террасы соорудили эстраду, такую же эстраду сделали и со стороны сада, а в примыкавшем справа боковом флигеле устроили ресторан. Таким образом вместимость зала достигла 1000 человек. Годом ранее рядом со станцией приступили к сооружению газового завода, предназначенного исключительно для освещения здания и прилегающей территории. В обновленном вокзале в 1862 году отметили 25 годовщину открытия Царскосельской железной дороги.
В архитектурный ансамбль станции в Павловске 18 мая 1876 года вошел театр, построенный по проекту Николая Леонтьевича Бенуа. Главный фасад здания, выполненный в стиле Павловского вокзала, был обращен к вокзальной площади. Внутри театра находился зрительный зал с тремя ярусами лож и партером, который вмещал до 1000 зрителей. Но новая площадка не сумела разгрузить основную сцену.
Так в 70-80-х гг. XIX века была сделана пристройка к основному зданию, в которой разместили зал ожидания, а рядом с галереей соорудили помещения и в них перенесли телеграф, станционные службы и кассы. С противоположной стороны галереи сделали застекленную стенку, в результате чего появилось еще одно помещения для ожидания поездов. В 1883 году произошла последняя переделка концертного зала.
Первые годы работы Павловского вокзала концертная деятельность носила второстепенный характер: несколько бродячих музыкантов размещались на хорах, играя днем для обедающих, а вечером для танцующих. С годами интерес публики к железной дороге ослабевал, но возрастала популярность Павловского музыкального вокзала. Здание ремонтировали и реконструировали, чтобы исполнить желание публики. С годами менялся и репертуар.
Музыка первой чугунки
Дирижёром первых сезонов Павловского вокзала в 1839 году стал Йозеф Герман. Он впервые представил миру оркестровую версию "Вальс-Фантазия" Михаила Ивановича Глинки. Успех произведения был таков, что публика негласно стала называть произведение "Павловским вальсом".
NB В 1856 году М. И. Глинка представил собственную версию "Вальс-фантазия" для оркестра. Эта версия получила мировую известность, а ноты первой оркестровой версии утрачены.
Если это произведение Михаила Ивановича вышло "железнодорожным" по воле случая, то "Попутную песню" композитор создал под впечатлением открытия Царскосельской железной дороги. В 1840 году работа вошла в вокальный цикл "Прощание с Петербургом". Музыка попутной песни посвящена родственнику братьев Кукольников Н. Ф. Немировичу-Данченко — приятелю композитора. Музыка романса создана раньше литературного текста, написанного Нестором Васильевичем Кукольником. Поэт в дневнике пишет, что он "подложил" специально сочиненные им слова к нотному тексту, в котором "чрезвычайно оригинальная композиция изображает паровоз с его ежедневными ощущениями".
С Павловском тесно связана творческая судьба "короля вальсов" — Иогана Штрауса. Композитор сочинял и дирижировал в Павловском вокзале 10 сезонов с 1856 по 1872 год. Наравне с европейской музыкой звучали произведения русских композиторов. Штраус дирижировал исполнением "Камаринской" и "Жизни за царя" М. И. Глинки, включал в концертные программы произведения А. Н. Серова, А. С. Даргомыжского и П. И. Чайковского.
С течением времени сменялись дирижеры, а вместе с ними менялся репертуар Павловского вокзала, в котором все большее место занимали произведения классического жанра. Последний постоянный дирижер-иностранец Юлиус Лаубе покинул Павловскую эстраду в 1891 году. На смену ему пришел первый русский дирижер Николай Владимирович Галкин. В начале XX века дирижером Павловских сезонов стал Александр Петрович Асланов. Под его рукододством по Павловскому парку раздавалась музыка новой русской композиторской школы: Римского-Корсакова, Мусоргского, Рахманинова и др. Последним дирижером в Павлоске до революции был Николай Андреевич Малько.
Что было дальше?
В XX веке Царскосельская линия вошла в состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Для соединения с сетью железных дорог проложили дополнительные пути, а также устроили станцию Павловск II. Однако участок Павловского парка не был закрыт, концерты и спектакли продолжались на станции Павловск I вплоть до 1941 года. После революции художественный уровень Павловских концертов стал снижаться: новая власть не стремилась напоминать народу о былых достижениях культуры старого общества.
NB Павловский вокзал административно относился не к филармонии, а к железнодорожному ведомству — вначале к правлению Царскосельской железной дороги, а затем к Акционерному Обществу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. После национализации вокзал при станции Павловск I принадлежал Управлению дворцами и парками Ленсовета.
Здание Павловского музыкального вокзала было разрушено в период Великой Отечественной войны. Но несмотря на это железнодорожная ветка Детское Село-Тярлево-Павловск I указывалась на схемах до 1952 года.
На этом история вокзала не окончена. В феврале 2020 года в периодических изданиях города и железнодорожной газете Гудок появилась новость о воссоздании здания силами музея-заповедника "Павловск" и ОАО "РЖД". Дата работ остается открытой. Но на 2021 год запланировано восстановление чугунного фонтана-фонаря. На сегодня это все, что осталось от ансамбля Павловского музыкального вокзала.