На карте России осталось не так уж много белых пятен. Одно из таких редких мест — #хребет Улахан-Сис в заполярной Якутии. Протяженность горного кряжа, которая укладывается в 160 километров, высота его вершин не могут вызывать у путешественников особого пиетета. Самая высокая точка хребта едва достигает 754 метров. Но Улахан-Сис поражает не гигантскими масштабами гор, а каменными великанами, которые миллионы лет хранят эти забытые людьми суровые земли.
Огромные #гранитные столбы, напоминающие застывшие фигуры великанов, с древних времен считаются в Якутии священными изваяниями, оставшимися от предков. Поэтому им до сих пор поклоняются местные #шаманы, которые считают, что именно здесь они находятся ближе всего к «верхнему миру». Сейчас каменные останцы называют «кисиляхи». Однако в якутском языке это слово звучит несколько иначе — «киhилээх» («кигилээх»), что в переводе означает «каменный человек».
Пожалуй, на планете нет такого места, которое по количеству каменных останцов могло бы соперничать с Якутией. При этом их можно здесь встретить не только на горных возвышенностях Улахан-Сис. Величественные гранитные столбы украшают Кисиляхский хребет и Полоусный кряж, Медвежьи и Ляховские острова. А название гор Таас Кыстаабыт так и переводится — «место, где зимуют #скалы». По мнению ученых, якутские кисиляхи появились как минимум шестьдесят миллионов лет назад.
В 1986 году у подножия Кисиляхского хребта археологи обнаружили более 68 стоянок и захоронений древних людей. Эти находки говорят о том, что климат здесь в те времена был более мягким, а горную местность Якутии достаточно плотно заселяли люди. При этом артефакты, обнаруженные учеными в районе Ленских столбов, указывают на то, что человек в этих краях появился как минимум многие сотни тысяч лет назад.
Якуты верят, что побывать у каменных исполинов, прикоснуться к ним может далеко не каждый человек. Духи гор сами решают, кто достоин этого, а кто — нет. Если это так, то фотограф Сергей Карпухин относится к числу людей, для которых путь к этим священным местам всегда открыт. Он уже дважды отправлялся в экспедиции снимать якутские кисиляхи. И каждый раз ему сопутствовала удача.
При этом Карпухин выбирает не проторенные туристические маршруты, а географические точки, где люди появляются чрезвычайно редко. На сотни километров вокруг только горы, реки да дикая тайга. Именно таким местом стал хребет Улахан-Сис и его гранитные останцы, фотографии которых вы видите на этих страницах.
Впервые якутские кисиляхи Сергей Карпухин увидел на фотографиях знакомого биолога, которые тот сделал через иллюминатор самолета во время авиаучета популяции дикого оленя. Как пишет в своем блоге фотограф: «На снимках по гребням низких сопок тундры, будто окаменевшие великаны, рядами выстроились останцы самых невероятных форм, их были целые полчища».
Фотографии настолько поразили его, что захотелось немедленно отправиться туда в экспедицию. Однако только на подготовку путешествия ушло несколько лет. Потом был самолет в Якутию, десять дней сплава по Индигирке и тридцать километров пешком. Но оказавшись у цели, Сергей Карпухин сразу понял, что отправился сюда не напрасно. «Гранитные города» по своей красоте превзошли даже самые смелые его ожидания.
Когда видишь эти громадины воочию, язык не поворачивается назвать их «геологическим памятником природы» или «причудливым результатом тысячелетней работы ветра, дождя и снега» — скорее, начинаешь верить в древние легенды об окаменевших великанах. Наверное, поэтому гранитные останцы, которые ученые находили в самых разных точках планеты, всегда были сакральными местами для людей, тысячелетиями живших рядом с ними. Да и как не поклоняться таким огромным каменным идолам? Ведь в той же Якутии самые высокие кисиляхи достигают порой пятидесяти метров.
Читайте продолжение статьи в журнале «Неизвестная Сибирь» № 16.
Приобретайте печатную версию журнала — #бесплатная доставка по России!
Приобретайте электронную версию — и сразу продолжайте чтение!