Каждый мало-мальски интересующийся боевыми искусствами слышал об этой легендарной израильской боевой системе. Статей написано множество, правда, авторы, в основном передирают их друг у друга, лишь тиражируя распространенные мифы. Отбросив в сторону мишуру, получаем вот что.
Крав-мага представляет собой эффективную современную систему самозащиты, разработанную и многократно проверенную в самых экстремальных ситуациях. Зачастую, она характеризуется такими эпитетами, как «тактическая», «прикладная», «супер эффективная», и прочими брутальными словами. Все это близко к истине, но, на мой взгляд, лучше всех выразился один израильский инструктор. Он сказал, что крав-мага, это способ добраться из точки А в точку Б живым, здоровым, и со своими деньгами. Лаконично и доходчиво.
Создателем крав-маги является Имрих Лихтенфельд, израильский мастер боевых искусств. Этот незаурядный человек прожил столь бурную и яркую жизнь, что давно пора снять о нем полноценный байопик.
С детства занимаясь спортом, Лихтенфельд прошел боевое крещенье в уличных поединках, где на своем опыте убедился в неэффективности спортивных единоборств. Набираясь опыта, он методично подбирал работающие техники, отсеивая ненужное. После образования государства Израиль, Имрих Лихтенфельд был назначен главным инструктором Армии обороны Израиля по физической подготовке и рукопашному бою. Будучи к тем годам уже мастером высокого уровня, он многому мог научить своих подопечных. В 1964 году Лихтенфельд вышел в отставку и занялся модификацией и распространением своей системы самозащиты для нужд полицейских и обычных граждан. Так крав-мага шагнула из армии в гражданскую жизнь, и быстро завоевала популярность своей простотой и эффективностью. Вскоре, крав-мага стала распространяться за пределами Израиля, находя сторонников как среди сотрудников силовых структур, так и среди обычных людей, в том числе - женщин и детей. То, что сперва было «уличной» смесью бокса и борьбы, быстро развивалось, обогащаясь новыми техниками, органично вплетавшимися в общие принципы. Например, изначально Лихтенфельд не использовал удары ногами. Но однажды, тренируя группу солдат, он показывал защиту от удара ножом. И когда атакующий его солдат, бросился на него всерьез, на большой скорости, Лихтенфельд инстинктивно ударил его ногой в пах. Так в боях и жестких спаррингах, его система совершенствовалась, принимая в себе все пригодные для реального боя элементы.
В настоящее время крав-мага бурно развивается, завоевывая вполне заслуженное признание во всем мире. Но споры вокруг этой системы не утихают, вызывая ожесточенные дебаты между горячими поклонниками и противниками. Одни преподносят ее до небес. Другие критикуют, называя солянкой запрещенных ударов. Часто раздаются такие аргументы: «Да эта твоя крав-мага – фигня полная. Одевай перчатки, выходи в ринг, и убедишься, что бокс рулит». Бокс иногда меняется на самбо или каратэ, ринг – на ковер или татами. Но суть одна - представитель каждой системы единоборств, предлагает сразиться по своим правилам. Что можно им всем ответить? Конечно же, я не продержусь несколько раундов с профессиональным боксером. И самбист, весьма вероятно, быстро проведет победный бросок. Каратист нанесет точный маваши в голову, и т. д. Но адепты спортивных систем упускают из вида тот факт, что я и не собираюсь драться по их правилам. Я вообще не собираюсь драться по правилам, нравится это кому-нибудь, или нет. Я готовлюсь к таким ситуациям, в которых напрочь отсутствуют боксерские перчатки, правила, и судьи. Боксер не ждет, что ему нанесут лоу-кик в колено. Борец будет очень удивлен тычку в горло, а каратист –входу в клинч, и сваливанию на землю. И все без исключения не обрадуются молниеносному удару в пах…
Таким образом, боец крав-маги – это универсал, готовый действовать эффективно и нестандартно, не обремененный правилами и ограничениями. Кто-то может возразить, мол, никто не мешает спортсмену освоить два-три «уличных» удара, и все – он готов к любым неожиданностям. Но не все так просто. В критической ситуации, люди, как известно, действуют в соответствии с выработанными рефлексами, и не способны «изобретать велосипед». Таким образом, спортсмен автоматически «включит» ту технику, которую он осваивал много лет в спортивном зале. Также поступит и адепт крав-маги, только его техника будет совсем другой – жизненной и эффективной. Нет, крав-мага не обещает чудес, и никто не отменял упорства и настойчивости. Но тот, кто готов преодолеть свою лень, и раздвинуть пределы возможностей, получит эффективное оружие, которое всегда будет при нем, и, возможно, однажды сослужит добрую службу.