Здравствуйте. Я уже говорил, что шахматисты люди разные, у всех есть свои привычки и пристрастия. Лично я к спиртным напиткам сейчас отношусь скорее отрицательно, хотя в молодости были времена…
Впрочем, каждый выбирает для себя, просто приведу интересные факты, на мой взгляд, о влиянии алкоголя на шахматистов. Начнём с шахматных королей.
Один немецкий ликероводочный магнат в начале 20 века предложил Эмануилу Ласкеру, чемпиону мира по шахматам на тот момент, и одному из претендентов на это звание Карлу Шлехтеру, сыграть между собой партию в шахматы. Победитель получал от спонсора приз в 1500 рейхсмарок. Однако заводчик выдвинул следующие условия: играть придется необычными шахматными фигурками из стекла; в каждую фигурку будут залиты алкогольные напитки: в пешечки, к примеру, - грамм 10 ликера; в ферзей - 500 грамм шнапса или коньяка. Если игрок "съедает" пешку или фигуру противника, он должен был выпить её содержимое без закуски. Малопьющие Карл и Эмануил охотно согласились. Чемпиону достался белый цвет, и он бодро начал
1. е4, Чёрная пешка Карла вышла навстречу е5. Общеизвестно, что Ласкер был сторонником психологического подхода к шахматной игре, подыскивая наиболее неудобную для конкретного соперника схему, поэтому далее последовало
2. Ф аш-5, Претендент удивился, но ответил солидно, как и полагается по законам шахматной теории, сделал развивающий ход конём на цэ-6, чтобы защитить свою пешку.
3. То что последовало после этого, повергло Шлехтера в шок. Своим третьим ходом Ласкер смело пожертвовал ферзя за пешку эф-7, которую тут же и выпил. А вот претенденту пришлось опорожнить белого ферзя, после чего «король ничьих», а такое прозвище имел Шлехтер за умение защищаться в шахматной партии и миролюбивый характер уже не смог играть в полную силу. Чемпион выиграл, искусно избегая необходимости «пить» чужие фигуры.
Интересно, что было бы, если бы «алкогольный король» предложил такую партию двум любителям горячительных напитков, например ирландцу Джеймсу Мэзону и англичанину Джозефу Блэкберну. Известно, что как-то выиграв матч в обычные шахматы у Блэкберна, Мэзон стал считаться претендентом на титул шахматного короля. Трезвым в шахматы он играл, как бог, а вот несоблюдение режима приводило к тяжёлым срывам. Выйти на партию против чемпиона мира Стейница или другого известного шахматного маэстро под градусом или с бодуна , было для него в порядке вещей. Однажды на супертурнире в Гастингсе (1895) он был найден вдребезги пьяным и спящим в камине вскоре после окончания победной партии с Зигбертом Таррашем. Участие Джеймса Мэзона в турнирах достаточно часто приводило к скандалам. «Мистер Мэзон был блестящим игроком, но мог стать лучшим из всех, если бы он не обладал чертами характера, непригодными для достижения успеха», – писал о нём Эмануил Ласкер, всегда тщательно готовившийся к турнирам и партиям.
Двухметровый Джозеф Блэкберн, по прозвищу «Чёрная смерть», за своё умение играть чёрными фигурами, так же любил выпить. Зная об этой его привычке, в одной из гастрольных поездок перед сеансом одновременной игры студенты местного колледжа преподнесли ему пару бутылок крепкого виски. Блэкберн употребил их перед игрой и под влиянием допинга, обыграл благодетелей с «сухим» счётом. Судя по всему «АЛКОГОЛЬНЫЙ ПОЕДИНОК» остался бы за Блэкберном, впрочем, он так и не состоялся…
Конкуренцию Блэкберну мог бы, пожалуй, составить советский международный гроссмейстер, известный в отечественных шахматных кругах, как "Алексей Стаканович". Однажды перед сеансом одновременной игры на 30 досках, проводившимся далеко от Москвы, гросс попросил налить ему гранёный стакан водки (емкостью 250 грамм). В ходе сеанса стакан был лихо опорожнен, и разрумянившийся гроссмейстер потребовал повторить порцию. Игра продолжалась, вскоре стакан снова опустел.
- Ещё один, - властно потребовал изрядно побагровевший сеансёр.
- Товарищ гроссмейстер, не многовато ли будет? – спросил его один из организаторов.
- В самый раз, - веско отвечал Стаканыч. - Моя норма на сеанс - 750 грамм. Наливай!
Когда мероприятие закончилось, гроссмейстер праздновал победу на 28 досках. Ничью он подарил только наливавшему ему организатору и какому-то продвинутому школьнику, оказавшемуся "жутким упрямцем".
Или другой советский гроссмейстер Ратмир Х. Перед ответственной партией с Робертом Фишером один из советских экс-чемпионов мира обнаружил Ратмира в стельку пьяным. «Как же вы, такой опытный шахматист, и так нализались? - возмущался экс-чемпион. - Что скажут в Спорткомитете, когда узнают, что вас побил американец?.. Значит так, запомните вот этот вариант в испанке, я его применил в одной из своих партий, а Бобби любит такие структуры, тут вы его конем с дэ-4 и лягните! Прошу только, нет - умоляю, не забудьте». Когда началась игра, экс ужасно нервничал, но всё сошло как нельзя лучше. Сначала, правда Ратмир просто спал за доской, но вариант воспроизвёл точно и победил. Когда Фишер узнал, в каком состоянии против него выступал советский шахматист, он стал ещё больше уважать своего соперника.
Однако гораздо чаще алкоголь активно мешал на пути великих шахматных достижений.
Выдающийся русский шахматист Михаил Чигорин , лидировавший на супертурнире в Гастингсе 1895 года, перед предпоследним туром «расслабился» и проиграл Давиду Яновскому в 18 ходов, сыграв «свою худшую партию в карьере», в итоге лишь второе место, после дебютанта больших соревнований американца Гарри Пильсбери. А ведь победа открывала перед ним возможность на проспонсированный матч с Ласкером в Санкт-Петербурге. Как бы тогда сложилась шахматная история? Чигорин имел шансы на победу в матче. Однако занял второе место, и спонсоры организовали матч-турнир для пятерых лучших шахматистов Гастингса, а после отказа Тарраша, за шахматные столики сели четверо: Пильсбери, Ласкер, Стейниц и Чигорин. В Санкт-Петербургском турнире Ласкер сумел раскрыться и одолел всех, занятый организаторскими проблемами Чигорин выступил довольно блекло, а ещё возможно сильно сожалел об упущенной возможности,что так и не смог добиться нового матча за шахматную корону. Психологически, российский чемпион был не особо устойчив, в отличии от Стейница и того же Ласкера.
В поражение Александра Алехина в матче с Максом Эйве тоже есть алкогольная составляющая, зато, когда Алехин, благодаря своей воле, завязал, в матче-реванше, ставший более сильным Эйве не устоял.
Поэтому я думаю, что расслабляться лучше после завершения турнира, и то не стоит сильно злоупотреблять алкодопингом, чтобы праздник не превратился в запой!