Найти тему
КиноКабаша

Шедевр мультипликации родом из 70-х

На планете Игам доминирующим видом являются огромные (по человеческим меркам) и высокоразвитые голубые существа с красными глазами – драги.

В качестве домашних животных и для своего развлечения они содержат крохотных омов (существ, привезенных с планеты Терра), которые время от времени убегают, сбиваются в стаи и причиняют много хлопот драгам. Постепенно доходит до того, что драги решают уничтожить омов.

Вышедший в далеком 1973 году полнометражный мультипликационный фильм "Дикая планета" (La Planete Sauvage) французского аниматора Рене Лалу и художника-иллюстратора Ролана Топора о далекой и странной планете Игам является сегодня одним из первых ярких образцов европейской анимации для взрослого зрителя.

-2

Необычная по технике съемки и чрезвычайно выразительная по своему визуальному стилю история повествует о бедных маленьких омах, за которыми без труда угадывается наша с вами цивилизация (название омы происходит от французского hommes – люди). В основе мультфильма лежит роман французского писателя-фантаста Стефана Вуля "Омы на потоке" (OMS en série, 1957).

В гротескной и порой сюрреалистичной манере нам рассказывают историю о доминировании драгов над омами и последующей утрате этого преимущества. Современный зритель без труда увидит на экране не только не завуалированный и очевидный протест и манифест против расизма, но и попытку отражения классового неравенства и социальной борьбы в современном для мультфильма обществе.

-3

Начавшись медленно и, на мой взгляд, слишком занудно, ближе к середине мультфильм раскачивается и выдает перед зрителем не только визуально-отменную картинку (некоторые кадры хочется поставить на паузу и изучать словно картину в музее), но серьезный подтекст, ограничениями которому служит лишь образование и способность к размышлениям у зрителя.

Поскольку лента снята французскими мультипликаторами совместно с их чешскими коллегами (в то время Чехословакия обладала прекрасными современными студиями мультипликации и превосходила Францию в этой сфере), отдельные критики посчитали фильм еще и отражением событий печально известного 1968 года, когда в ночь на 21 августа в Чехословакию были введены войска из соседних стран соцлагеря для подавления политических и экономических реформ, впоследствии получивших название "Пражская весна".

-4

Еще одной важной характеристикой и отличительным преимуществом ленты является манера рисования и создания мультфильма. Откровенно в противовес рисованной анимации, широко применяемой Диснеем, эта лента была выполнена в так называемой технике "перекладки".

Ее суть заключается в том, что отдельные элементы рисуются, а затем вырезаются из бумаги и в последствии перекладываются с места на место в ходе съемки, при этом сохраняя общую неподвижность основных сцен и ландшафтов, на фоне которых происходит развитие сюжета.

Подобная техника имеет свои недостатки и преимущества по сравнению с упомянутой ранее техникой. Так, например, она позволяет создать гораздо более детализированные и впечатляющие изображения, не замедляя работу аниматоров. Кстати, именно с помощью "перекладки" Юрий Норштейн снял всем известного "Ежика в тумане".

-5

Лента была тепло встречена критиками того времени, получила специальный приз жюри на Каннском кинофестивале в 1973 году и премию жюри научно-фантастических фильмов в Триесте. К слову, в фильме "Клетка" с Дженнифер Лопез присутствуют отдельные кадры из этого прекрасного мультфильма.

В самом конце несколько слов о популярности. В отличие от других своих современников эта фантастическая работа родом из Франции широко известна. Если посмотреть оценки, то Кинопоиск насчитывает почти 5000 оных, а IMDb – более 22 тысяч.

Если вам нравится кино, подписывайтесь на канал.
Читайте, ставьте лайки, делитесь в соцсетях.
Заранее спасибо и смотрите кино!

Другие статьи на похожую тему:

Французская фантастика 60-х

Французская фантастика 70-х. Как это было. Часть 1.

Французская фантастика 70-х. Как это было. Часть 2.