В 1978 году режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич по сценарию Марка Розовского снял на Одесской киностудии трехсерийный музыкальный приключенческий фильм «Д'Артаньян и три мушкетера». Мюзикл имел колоссальный успех. Песни из него моментально стали хитами. Цитаты - афоризмами. Снимавшиеся в фильме артисты - кумирами телезрителей.
Традиционно львиная доля внимания достается главным героям: Д'Артаньяну (М. Боярский), Атосу (Вениамин Смехов), Портосу (Валентин Смирнитский) и Арамису (Игорь Старыгин).
Оно и понятно. Эта четверка образует экшен-сцены, обозначает любовные линии, отвечает за развитие главной в фильме темы мужской дружбы, над которой не властно даже время, и т. д.
Однако мне хотелось бы заострить внимание на женских ролях. В фильме их не так уж и много. Это Анна Австрийская (Алиса Фрейндлих), Констанция Бонасье (Ирина Алферова) и Кэтти (Елена Цыплакова). Миледи мы не трогаем. О ней отдельная статья.
Женские образы в фильме, как мне кажется, по степени соответствия книжному (и/или историческому) оригиналу и прорисовке сильно уступают мужским. Актрисы либо переигрывают, либо недоигрывают, либо оказывается а ауте, не зная, что делать.
Наихудший сценический образ, как мне кажется, представляет Алиса Фрейндлих. Вообще, это актриса от Бога: живая, умная, ищущая, с творческим подходом. Пусть не очень красивая (многие скажут даже: совсем некрасивая). Но с шармом и харизмой.
Однако ее Анна Австрийская совсем не походит на флегматичную чопорную красавицу с застывшим холодным взглядом на лице и румянцем на щеках, каковую мы видим на полотнах Рубенса.
Нет попадания в цель. От слова совсем. Посмотрите, пожалуйста, вот реальный портрет Анны Австрийской.
Что мы видим на этом портрете? Прежде всего, вне сомнений, настоящую королеву. С величавой осанкой, изысканными манерами, тонким вкусом. Руки Анны поражают своей красотой. Они, как и лицо, выражают внутреннее благородство. Эта женщина - подлинная душа юной Франции (перефразируем фразу Печорина из повести "Тамань" об ундине).
А что показывает нам героиня Фрейндлих? Самую обыкновенную экспансивную средних лет женщину, мечтающую о любви. Каких во Франции (и в России) миллионы. Ей присуще естественное жизнелюбие, природный оптимизм. Она психически неуравновешенна, даже хочет заколоть себя кинжалом во время исполнения музыкального номера. Поступила бы так реальная Анна с картины Рубенса? Сильно сомневаюсь...
Анна в исполнении Фрейндлих подвластна чувствам, эмоциям гораздо больше, чем долгу: государственному или супружескому. Попрать закон ради сиюминутной прихоти для нее - дело вполне пристойное. Она и брата, испанского короля позовет со всей армией во Францию только для того, чтобы уязвить ненавистного кардинала Ришелье. И герцогу Бекингему отдаст алмазные подвески - подарок мужа. Ведь это отличный способ уязвить короля! От амплуа королевы из театра классицизма, для которой правосудие - основа государства, у героини Фрейндлих, по сути, ничего не остается.
Королева в интерпретации Фрейндлих - это пустившаяся во все тяжкие рыночная торговка: мстительная и злая. Люди для нее - расходный материал. Она использует в эгоистических целях камеристку, Д'Артаньяна, его друзей. И ничего не дает взамен. 6/10.
На порядок лучше подается в фильме образ Констанции Бонасье. Во всяком случае, когда мы имеем дело с внешностью актрисы.
Вот здесь попадание в цель. Да! Читая книгу, я видел возлюбленную Д'Артаньяна именно так, как ее представила Ирина Алферова - одна из самых красивых женщин Советского Союза.
Внешне - это та самая милая, добрая, симпатичная Констанция, которая описана в оригинальной книге Александра Дюма-отца. На вид ей 25 лет. У неё густые вьющиеся каштановые волосы; нежное, ухоженное лицо, большие добрые глаза и матово-белая кожа.
Однако играет уважаемая мной Ирина Алферова не очень неубедительно. Прежде всего, потому, что не видит зерно своей роли; не знает, кого же, собственно, она должна играть: девушку-инженю или же субретку.
На первый взгляд, Алферова играет именно инженю: наивную молодую девушку-простушку. Она является воплощением вселенской грусти и онтологической тоски. Похоже, Констанция уже заранее знает, что миледи жестоко и гнусно отравит ее в Бетюнском монастыре... Ведь она, судя по ее виду, потенциальная жертва. И потому такую лапочку Констанцию Д'Артаньян бережно оберегает от старого, ненавистного, злого мужа и успешно спасает от смешных неуклюжих стряпчих.
Но вот выясняется, что Констанция служит в Лувре, у самой королевы Анны Австрийской. И даже помогает последней в ее любовных делах. Здесь девушка-инженю, согласно сюжетному действию оригинальной книги, должна превратиться в девушку-субретку. Поскольку именно субретка в театре классицизма помогает госпоже в ее амурах.
Однако этого, к сожалению, не происходит. Красивая, с грустинкой, Констанция, не преображается в традиционный комедийный персонаж. Потому что не может. Это не ее. Она не субретка. Жена галантерейщика продолжает играть роль инженю и отправляя Д'Артаньяна за подвесками, и встречая его в Лувре по возвращении. Когда Констанция попадает в Бетюнский монастырь, мне кажется, что человек наконец-то нашел себя.
Констанция в представлении Алферовой - это монахиня-кармелитка, возможно, декадентка начала XX века... 7/10. Из этих семи баллов 5 - за красоту актрисы. 2- за актерскую игру.
На вершине рейтинга - Елена Цыплакова в роли служанки Кэтти. Вот если кто и находится в фильме на своем месте, так это она. Милое, хорошее, чуть простоватое, но доброе, ласковое лицо. Стройная фигура, кошачья ловкость движений, бьющая через край позитивная энергетика; мелодичный звонкий голосок. Чистота сердца, наивность, свежесть, здоровое лукавство, песенка "Святая Катерина" в тему.
В сцене с яблоками в 1 серии, на берегу моря с Д'Артаньяном и в охотничьем домике с миледи в 3 серии - везде Елена Цыплакова оказывается на высоте. Ни одного лишнего движения. Все точно в цель. Ее субретка канонично прекрасна. Она предстает такой, какой должна быть, согласно своему амплуа, а также согласно художественному замыслу автора книги о трех мушкетерах. 9/10.
Минус балл только за то, что Цыплаковой уделили слишком мало живого времени в фильме. По книге у Кэтти был большой неудачный роман с Д'Артаньяном, и она тяжело переживала этот роман.
В фильме существует яркая женская роль, который напрочь затмевает не только женские, но даже и мужские образы с Д'Артаньяном во главе. Это роль миледи Винтер...
Однако о ней мы поговорим в другой статье. А пока оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал «Христофор+».
Читайте также:
Кто лучший фехтовальщик в романе А. Дюма "Три мушкетера"? Часть 1.
Кто лучший фехтовальщик в романе А. Дюма "Три мушкетера"? Часть 2.
Кто лучший фехтовальщик в романе А. Дюма "Три мушкетера"? Часть 3.
#артаньян # атос # дюма # три мушкетера
#миледи # винтер # граф # ла фер
# Юнгвальд-Хилькевич # Розовский # Фрейндлих # Анна # Констанция # Алферова # Кэтти # Цыплакова # Субретка