Наверное, многие из наших читателей видели в социальных сетях артистов балета эти фотографии - с продуманным образом, удачными позировками и нестандартным решением по свету и оформлению. Самое время познакомиться поближе с автором этих работ - Марианной Сорокиной, которая прошла путь от воспитанницы хореографического училища до балетного фотографа. Об этом она сама сейчас нам и расскажет!
Меня зовут Марианна Сорокина, я балетный фотограф, один из немногих, кто имеет свой собственный балетный бэкграунд.
Плотно балетной съёмкой я занялась меньше трёх лет назад, снимаю сейчас в основном в Петербурге, но работаю не только с артистами петербургских театров - Мариинского, Михайловского, театра Б. Эйфмана - за неполные три года мне уже удалось посотрудничать с танцовщиками и постановщиками из Большого театра, Португалии, Израиля, Германии.
"Сильфида" и хореографическое училище
В мои неполные 4 года мне посчастливилось попасть в Михайловский театр на спектакль «Сильфида», именно тогда я окончательно и бесповоротно влюбилась в атласные туфельки, белоснежные пышные юбки и невесомость балетного мира. Тогда же, в тот же вечер, я дала себе обещание, что тоже буду танцевать на пуантах.
Обещание сдержала - в 10 лет поступила в Бишкекское Хореографическое училище (тогда мы жили в Киргизии), там же встала на пуанты, а годом позже приехала в Петербург - покорять тогда ещё училище Вагановой, ныне - Академию. Но покорить Вагановку мне не удалось - уже после первого тура был вынесен вердикт: непропорциональное тело, ноги короче туловища.
Не помню, чтобы я тогда сильно расстроилась, но почти сразу мама отвела меня на просмотр в театр Детского Балета, художественным руководителем которого и по сей день является ученица и выпускница самой Агриппины Яковлевны Вагановой - Ирина Александровна Сафонова, а директор и педагоги - в прошлом артисты Мариинского театра. Туда меня после небольшого просмотра приняли, и там прошли почти шесть лучших лет моей жизни.
Театр Детского балета
Я не имела ни особых способностей, ни особых данных для балета, но у меня был потрясающий педагог, Юлия Константиновна Серебрякова, которая верила в меня. Вера оказалась решающей (как это часто и бывает), и вскоре мне стали доставаться и центральная палка (хотя при первой же возможности я двигалась поближе к роялю), сольные и даже главные партии.
Пять дней в неделю у детей всех возрастов обязательно был класс – абсолютно идентичный тем, что идут в главных хореографических заведениях страны, затем репетиции - в общей сложности от 1,5 до 4 часов на протяжении шести лет я проводила в здании ДК Горького, где тогда базировался театр.
У нас был обширный репертуар (несколько полноценных двухактных балетов, но адаптированных для просмотра детьми разных возрастов), оригинальная (и совсем нелёгкая!) хореография И.А. Сафоновой и потрясающие костюмы и декорации - в том числе в исполнении Вячеслава Окунева, который оформляет спектакли Мариинского театра.
Реальность - особенно внутритеатральная, превзошла все мои ожидания, это действительно было самое интересное и полезное время для меня, время, когда каждое мгновение в репетиционном зале или на сцене было вдохновением и поиском суперспособности преодолевать себя. Часто меня спрашивают, было ли мне когда-нибудь обидно, что я не поступила в Вагановку. Отвечаю всем одинаково: никогда.
Травма, филфак СПбГУ и фотография
К сожалению, в 15 лет я получила бытовую травму, не связанную с балетом, но помешавшую заниматься и танцевать в полную силу, ещё примерно полтора года я исправно ходила на класс и танцевала весь доступный мне репертуар, ездила с театром на гастроли, где, кстати, много фотографировала на старый плёночный фотоаппарат все, что окружало меня, но только не балет, но к концу 11 класса школы мной было принято нелегкое решение оставить балет в прошлом.
Были мысли поступать в театральный институт, но так случилось, что я оказалась на филологическом факультете СПбГУ, а затем получила ещё одно, медико-экономическое образование.
Коммерческой фотографией я занялась в 2011-м, большим моим увлечением стал женский портрет, а к 2017 я вспомнила о своем увлечении балетом и с тех пор плотно связала свою жизнь с балетной фотографией.
Каждая съёмка - коммерческая или творческая, постановочная студийная или репортажная репетиционная, с профессионалами и любителями - сопровождается детальной подготовкой с моей стороны.
С профессионалами в зависимости от их формы на момент съёмки, нашей с командой задачи и жанра съёмки мы пробуем осуществлять различные задумки и образы - от минималистичных до сложных и изысканных, от простых в исполнении до тех, которые требуют больших сил и иногда - нескольких дублей.
Поскольку тело, ноги и руки артиста - это его "лицо", хлеб и в некотором смысле - имя - я не могу допустить ситуацию, когда отдаю им фото с несовершенной позой. Сильные стороны должны быть подчёркнуты, слабые - спрятаны так, чтобы никто не догадался об их наличии. Это мое жизненное кредо, и я никогда ему не изменяю. Могут меняться мои вкусы, взгляды, направления съёмки, но этот пункт будет неизменным всегда.
Конечно, я снимаю учащихся и студентов балетных школ - здесь ставка также идёт на чистоту и академичность поз - насколько это возможно с каждым конкретным человеком. Многие театры, проводя audition, просят предоставить снимки с основными балетными позами, и здесь моя задача - представить выпускницу/выпускника в наиболее выгодном свете. Никогда не дорисовываю подъемы, "птички" и не удлиняю ноги - просто снимаю с нужного ракурса и не вру ни себе, ни героям.
Отдельная моя любовь - съёмки репетиций, бэкстейдж и спектаклей - здесь я не могу вмешиваться в процесс и моя основная задача - все время быть начеку и пробовать ловить неуловимое.
Балетная съёмка небалетных моделей
Ещё одна интересная сфера - съёмка любителей - и детей, и взрослых. В этом случае упор делается не столько на эффектность и сложность, сколько на безопасность: ни взрослый, ни ребенок не должны в рамках нашей работы переломать себе ноги и руки, неумело и без страховки вставая на пуанты или пробуя сделать то, что явно им не под силу.
Я называю этот вид съёмки стилизацией - мы скорее создаём атмосферу балета - при этом герой съёмки минимально рискует здоровьем и максимально вдохновлён процессом.
Съёмка артистов (полагаю, что не только балетных) - не всегда веселое приключение, она полна сложностей: и человеческий фактор, и технические трудности - все это сопровождает почти любую съёмку - но именно эта неоднозначность мне нравится. Она очень мобилизует, мотивирует, учит быть незаметным или, наоборот, брать инициативу в свои руки, когда это необходимо, а каждое новое знакомство с интересным человеком обогащает меня как фотографа и личность, и это, мне кажется, главное.
Марианна Сорокина в социальных сетях:
Instagram
Вконтакте
Facebook
🎭 В балете стало много гимнастики?
🎭 Можно ли достичь успеха в балете без поддержки семьи?
🎭 Талант или стечение обстоятельств? Избранные для искусства балета