11 мая 2020-го года Международный союз конькобежцев (ISU) опубликовал стоимость элементов в одиночном и парном катании на сезон-2020/21. Наибольшие изменения произошли в части прыжков.
Базовая стоимость тройного лутца снизилась на 0,6 балла. База остальных тройных прыжков осталась без изменений.
Базовая стоимость четверного лутца снизилась на 0,5 балла, четверного риттбергера – повысилась на 0,5 балла. Таким образом, старшие четверные прыжки риттбергер, флип и лутц теперь стоят одинаково – по 11 баллов. База остальных четверных прыжков осталась прежней.
Теперь общая таблица стоимости прыжков выглядит следующим образом:
Так же изменились правила оценки докрученности прыжка.
Теперь за недокрут менее 90 градусов не будут понижать базу прыжка, но будут ставить gое (надбавку за качество исполнения) -1. Такой недокрут будет обозначен в протоколе как q. То есть негласные судейские договоренности теперь закреплены в правилах.
Недокрут в 90 - 180 градусов по-прежнему будет обозначаться в протоколе как < и наказываться понижением базы на 20%, gое (надбавка за качество исполнения) будет зависеть от конкретной ситуации.
Недокрут более 180 градусов по-прежнему будет обозначаться в протоколе как << и наказываться понижением базы на один оборот, gое (надбавка за качество исполнения) будет зависеть от конкретной ситуации.
Что все это значит?
СМИ уже успели взять комментарии у нескольких экспертов.
Известный тренер и признанный специалист в постановке прыжковой техники Алексей Мишин встретил это изменение позитивно.
Другой прославленный тренер и когда-то соперник Мишина Татьяна Тарасова считает, что ничего принципиально не изменилось. Так она заявила ТАСС.
Вице-президент ISU Александр Лакерник в своем комментарии подтвердил точку зрения обоих: да, ISU хочет, чтобы учили не только лутц, но при этом полбалла не повлияют на ситуацию.
Кому повезло, а кому не очень?
Соглашусь с уважаемыми экспертами – видимо, ISU задумал эти изменения, как стимул учить другие старшие прыжки помимо лутца. В то же время стимул выглядит слабым, недостаточным, чтобы повлиять на желание спортсмена. Гораздо интереснее, как изменения повлияют на текущую базовую стоимость программ наших девушек. Некоторые из них уже прыгают старшие четверные и все прыгают лутц в произвольной программе.
Для этого возьмем максимальный прыжковый набор в короткой и произвольной программе фигуристок, являющихся членами сборной России на следующий сезон, и пересчитаем базовую стоимость с новыми вводными. Для простоты будем считать, что с недокрутами и ребрами ни у кого из них проблем нет. Все же в рамках одного соревнования судит одна бригада и она, как правило, либо ставит все и всем, либо не ставит ничего никому.
У Трусовой за эталон берем контент финала Гран-При, у Туктамышевой – Cup of China, где в произвольной меняем не самый удобный для Лизы тройной флип на четверной тулуп и помещаем его в начало программы.
Короткая программа
Как мы видим, от изменений пострадают все, у кого есть лутц в короткой программе, то есть все, кроме Медведевой. При это больше других база уменьшится у тех, кто исполняет лутц во второй половине программы – это Трусова, Щербакова, Туктамышева. Незначительно лучше ситуация складывается для Загитовой и Косторной.
Едва ли изменения повлияют на глобальную расстановку сил в короткой, гораздо важнее иметь тройной аксель, каскад с риттбергером и хорошую надбавку за качество исполнения элементов.
Произвольная программа
В произвольной программе пострадают все, так как никто из наших девушек не обходится без лутца. Разница потерь фигуристок в более длинной программе существеннее.
Больше всех потеряет Анна Щербакова, которая прыгает в своей программе сразу 4 лутца: два четверных и два тройных во второй половине программы. Итого -2,32 балла. Это уже существенно, если учесть, что в те моменты, когда она обыгрывала Косторную, это был примерно такой порядок чисел.
Следом по потерям идут Загитова и Туктамышева – обе повторяют тройной лутц во второй половине программы и теряют по 1,26 балла.
Практически идентичные потери понесет Трусова – -1,16 – у нее один четверной и один тройной лутцы, второй – во второй половине программы.
Косторная потеряет почти в 2 раза меньше – всего 0,66 балла – у нее всего один лутц в самом конце программы. При этом нужно помнить, что у Алены самые высокие надбавки за качество элементов, которые легко перекроют потери.
Так же как в короткой программе в самом выигрышном положении окажется Медведева - -0,6 балла из-за лутца в самом начале программы.
Итоговые потери в прыжковой базе
Щербакова -2,98
Туктамышева -1,92
Загитова -1,86
Трусова -1,82
Косторная -1,26 (+1,72 относительно Щербаковой)
Медведева -0,6
Казалось бы мелочи, но когда судьбу олимпийского золота решают 1,31 балла, а 3-е и 4-е место чемпионата мира разделяют 0,5 балла все выглядит не так безобидно.
Тем не менее, я считаю, что тяжелее станет только Ане, Лизе и Алине. Проблемы Саши совсем не в базе (посмотрим как новый тренер Евгений Плющенко будет их решать). А вот Алена и Женя явно выигрывают на общем фоне. При этом Алене изменения реально способны помочь в борьбе за первое место при условии сохранения акселя. По поводу Жени – не уверена.
Мнение читателей
Подвела итоги небольшого опроса среди читателей о том смогут ли изменения повлиять на борьбу. Мнения разделились:
Позиция ISU
К концу недели глава технического комитета Международного союза конькобежцев Фабио Бьянчетти пояснил мотивацию и логику принятого решения:
«После исследования, проведенного в течение сезона, сложность тройного флипа и тройного лутца была признана абсолютно одинаковой. Техника этих прыжков одинакова, как и подготовка, поэтому то, какой из двух прыжков сложнее, очень субъективно и зависит от тела фигуриста.
Одинарный и двойной лутц все еще считаются немного более сложными, чем одинарный и двойной флип, из-за другой техники. Их стоимость остается неизменной. Однако эта разница исчезает, когда фигуристы переходят к тройным или четверным прыжкам.
Если посмотреть на статистику, то четверной риттбергер, скорее всего, является самым сложным из четверных, но опять же это зависит в основном от тела фигуриста. Поэтому в конце концов мы решили дать всем этим четверным прыжкам одинаковую стоимость»