Советский психиатр Андрей Евгеньевич Личко рассмотрел характерологические реакции подростков, свойственные их возрасту. Понятно, что кому-то из ребят конкретные реакции свойственны больше, кому-то - меньше. И эти особенности я хотела бы рассмотреть на примере великолепного фильма "Общество мертвых поэтов". Все эти реакции использует талантливый учитель литературы, чтобы заинтересовать своих учеников поэзией и научить их самостоятельно думать и не бояться этого.
- Реакция эмансипации у героев фильма проявляется в нежелании следовать строгим правилам консервативного закрытого колледжа, в стремлении самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Друзья Нил и Тодд прекрасно понимают, что находятся в зависимом положении и от своих родителей, и от администрации колледжа. Они тяготятся излишней опекой и мелочным контролем.
Преподаватель Джон Китинг общается с учениками, как старший товарищ, дружелюбно и с уважением. Не использует менторский тон, шокирует ребят нестандартным подходом к их обучению, как к шалости или хулиганству. Сначала мальчишки отнеслись к новому преподавателю настороженно, так как к подобному поведению взрослых не привыкли, но потом приняли его искренне. Отношения выстраивались по принципу партнерства и ребятам это нравилось.
- Хобби-реакция проявилась в создании мальчиками литературного клуба общества мертвых поэтов. Причем, идея пришла в голову не им. Эту идею им подкинул преподаватель, но собрания общества ребята проводили самостоятельно. Стоит ли удивляться тому, что увлеченные обществом они заинтересовались литературой очень сильно? И те из них, кто терпеть не мог Шекспира, открыли его для себя с неожиданной стороны. Как много можно открыть, сменив декорации.
- Реакция группирования со сверстниками проявляется в стремлении подростка быть принятым своей группой, быть частью ее. Впоследствии на собраниях общества мертвых поэтов уже присутствовали и девушки, и выпивка. И такое поведение является частью реакции группирования и реакцией эмансипации, конечно, тоже.
- Реакция оппозиции возникает как активный протест против чрезмерных требований и против сложившихся устоев. Реакция всегда демонстративна. В фильме показана, как грубая шутка одного из учеников над директором школы. И демонстративное прощание учеников с любимым учителем, когда тот зашел в класс. Действие происходило на глазах у нового учителя, доведенного до бешенства поведением мальчиков. Здесь мы видим и лояльность учеников к Китингу, и оппозицию по отношению к новому учителю.
- Реакция имитации проявляется в стремлении подражать определенному человеку или образу. Учитель Джон Китинг имел такой авторитет у мальчиков, что сам стал объектом подражания. Ребята называли его «капитаном». Да, та ситуация была спровоцирована учителем, но ребята с готовностью приняли ее
- Реакция гиперкомпенсации выражается в упорном стремлении добиться успеха в той сфере, где ты слаб. Это можно наблюдать у Тодда, который не мог при товарищах прочесть вслух стихотворение, настолько волнительно это для него было. В конце фильма Тодд, преодолев свои слабости, уже читает стихи собственного сочинения. Реакция гиперкомпенсации помогла Тодду в данном случае.
А что же друг Тодда Нил? Он начинает, как уверенный лидер класса. Данное поведение Нила, на мой взгляд, так же является следствием гиперкомпенсации. Нилу очень трудно принимать решения и отстаивать свою позицию. Он не может сказать прямо учителю, что отец запретил ему участвовать в спектакле. Нил не может заявить и отцу, что он хочет играть в театре, а не становиться врачом. В результате он врет и учителю, и отцу, окончательно запутавшись. Нил теряет свой голос и свою жизнь.
Отец Нила жесткий и давящий. Расписал жизнь сына по годам и месяцам, где он будет учиться и кем ему нужно стать. При том мнение Нила не учитывается, его никто и не спрашивает. Увлечение театром даже как хобби отец почему-то воспринимает как личное оскорбление. Мать мягкая и контактная, Нил к ней тянется, но она не заступается за сына. Мотивы женщины не ясны – может, она согласна с мужем; а может, и сама боится его.
Учитель Китинг, в отличии от родителей, видит в Ниле не только объект воздействия и воспитания, но личность. Но, как и мать, не поддерживает его и не защищает от гнева отца. Китинг не вышел на разговор с отцом и не попытался донести альтернативную точку зрения.
Итак, Нил после того, как блистательно сыграл в школьном спектакле, остается один на один с гневом своего отца. Нил не может вымолвить ни слова. Скорее всего, после такого эмоционального подъема, Нил чувствует себя обреченным навсегда быть под гнетом отца. Он обращается к матери: «Мама, я так хорошо играл!» Мама не реагирует… Это был истинный суицид с целью избавления от невыносимых страданий.
Можно ли было избежать самоубийства? По характерологическим особенностям Нила, которые еще и обострились в подростковом возрасте, ему нужна была поддержка и защита значимого взрослого. Не давящая протекция, но ощущение интереса и уважения к его личности, чувство безопасности и эмоциональной теплоты.
Могли ли родители пересмотреть свое поведение, если бы суицид не удался? Никто не знает…
Советский психиатр Андрей Евгеньевич Личко рассмотрел характерологические реакции подростков, свойственные их возрасту. Понятно, что кому-то из ребят конкретные реакции свойственны больше, кому-то - меньше. И эти особенности я хотела бы рассмотреть на примере великолепного фильма "Общество мертвых поэтов". Все эти реакции использует талантливый учитель литературы, чтобы заинтересовать своих учеников поэзией и научить их самостоятельно думать и не бояться этого.
- Реакция эмансипации у героев фильма проявляется в нежелании следовать строгим правилам консервативного закрытого колледжа, в стремлении самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Друзья Нил и Тодд прекрасно понимают, что находятся в зависимом положении и от своих родителей, и от администрации колледжа. Они тяготятся излишней опекой и мелочным контролем.
Преподаватель Джон Китинг общается с учениками, как старший товарищ, дружелюбно и с уважением. Не использует менторский тон, шокирует ребят нестандартным подходом к их обучению, как к шалости или хулиганству. Сначала мальчишки отнеслись к новому преподавателю настороженно, так как к подобному поведению взрослых не привыкли, но потом приняли его искренне. Отношения выстраивались по принципу партнерства и ребятам это нравилось.
- Хобби-реакция проявилась в создании мальчиками литературного клуба общества мертвых поэтов. Причем, идея пришла в голову не им. Эту идею им подкинул преподаватель, но собрания общества ребята проводили самостоятельно. Стоит ли удивляться тому, что увлеченные обществом они заинтересовались литературой очень сильно? И те из них, кто терпеть не мог Шекспира, открыли его для себя с неожиданной стороны. Как много можно открыть, сменив декорации.
- Реакция группирования со сверстниками проявляется в стремлении подростка быть принятым своей группой, быть частью ее. Впоследствии на собраниях общества мертвых поэтов уже присутствовали и девушки, и выпивка. И такое поведение является частью реакции группирования и реакцией эмансипации, конечно, тоже.
- Реакция оппозиции возникает как активный протест против чрезмерных требований и против сложившихся устоев. Реакция всегда демонстративна. В фильме показана, как грубая шутка одного из учеников над директором школы. И демонстративное прощание учеников с любимым учителем, когда тот зашел в класс. Действие происходило на глазах у нового учителя, доведенного до бешенства поведением мальчиков. Здесь мы видим и лояльность учеников к Китингу, и оппозицию по отношению к новому учителю.
- Реакция имитации проявляется в стремлении подражать определенному человеку или образу. Учитель Джон Китинг имел такой авторитет у мальчиков, что сам стал объектом подражания. Ребята называли его «капитаном». Да, та ситуация была спровоцирована учителем, но ребята с готовностью приняли ее
- Реакция гиперкомпенсации выражается в упорном стремлении добиться успеха в той сфере, где ты слаб. Это можно наблюдать у Тодда, который не мог при товарищах прочесть вслух стихотворение, настолько волнительно это для него было. В конце фильма Тодд, преодолев свои слабости, уже читает стихи собственного сочинения. Реакция гиперкомпенсации помогла Тодду в данном случае.
А что же друг Тодда Нил? Он начинает, как уверенный лидер класса. Данное поведение Нила, на мой взгляд, так же является следствием гиперкомпенсации. Нилу очень трудно принимать решения и отстаивать свою позицию. Он не может сказать прямо учителю, что отец запретил ему участвовать в спектакле. Нил не может заявить и отцу, что он хочет играть в театре, а не становиться врачом. В результате он врет и учителю, и отцу, окончательно запутавшись. Нил теряет свой голос и свою жизнь.
Отец Нила жесткий и давящий. Расписал жизнь сына по годам и месяцам, где он будет учиться и кем ему нужно стать. При том мнение Нила не учитывается, его никто и не спрашивает. Увлечение театром даже как хобби отец почему-то воспринимает как личное оскорбление. Мать мягкая и контактная, Нил к ней тянется, но она не заступается за сына. Мотивы женщины не ясны – может, она согласна с мужем; а может, и сама боится его.
Учитель Китинг, в отличии от родителей, видит в Ниле не только объект воздействия и воспитания, но личность. Но, как и мать, не поддерживает его и не защищает от гнева отца. Китинг не вышел на разговор с отцом и не попытался донести альтернативную точку зрения.
Итак, Нил после того, как блистательно сыграл в школьном спектакле, остается один на один с гневом своего отца. Нил не может вымолвить ни слова. Скорее всего, после такого эмоционального подъема, Нил чувствует себя обреченным навсегда быть под гнетом отца. Он обращается к матери: «Мама, я так хорошо играл!» Мама не реагирует… Это был истинный суицид с целью избавления от невыносимых страданий.
Можно ли было избежать самоубийства? По характерологическим особенностям Нила, которые еще и обострились в подростковом возрасте, ему нужна была поддержка и защита значимого взрослого. Не давящая протекция, но ощущение интереса и уважения к его личности, чувство безопасности и эмоциональной теплоты.
Могли ли родители пересмотреть свое поведение, если бы суицид не удался? Никто не знает…
Советский психиатр Андрей Евгеньевич Личко рассмотрел характерологические реакции подростков, свойственные их возрасту. Понятно, что кому-то из ребят конкретные реакции свойственны больше, кому-то - меньше. И эти особенности я хотела бы рассмотреть на примере великолепного фильма "Общество мертвых поэтов". Все эти реакции использует талантливый учитель литературы, чтобы заинтересовать своих учеников поэзией и научить их самостоятельно думать и не бояться этого.
- Реакция эмансипации у героев фильма проявляется в нежелании следовать строгим правилам консервативного закрытого колледжа, в стремлении самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Друзья Нил и Тодд прекрасно понимают, что находятся в зависимом положении и от своих родителей, и от администрации колледжа. Они тяготятся излишней опекой и мелочным контролем.
Преподаватель Джон Китинг общается с учениками, как старший товарищ, дружелюбно и с уважением. Не использует менторский тон, шокирует ребят нестандартным подходом к их обучению, как к шалости или хулиганству. Сначала мальчишки отнеслись к новому преподавателю настороженно, так как к подобному поведению взрослых не привыкли, но потом приняли его искренне. Отношения выстраивались по принципу партнерства и ребятам это нравилось.
- Хобби-реакция проявилась в создании мальчиками литературного клуба общества мертвых поэтов. Причем, идея пришла в голову не им. Эту идею им подкинул преподаватель, но собрания общества ребята проводили самостоятельно. Стоит ли удивляться тому, что увлеченные обществом они заинтересовались литературой очень сильно? И те из них, кто терпеть не мог Шекспира, открыли его для себя с неожиданной стороны. Как много можно открыть, сменив декорации.
- Реакция группирования со сверстниками проявляется в стремлении подростка быть принятым своей группой, быть частью ее. Впоследствии на собраниях общества мертвых поэтов уже присутствовали и девушки, и выпивка. И такое поведение является частью реакции группирования и реакцией эмансипации, конечно, тоже.
- Реакция оппозиции возникает как активный протест против чрезмерных требований и против сложившихся устоев. Реакция всегда демонстративна. В фильме показана, как грубая шутка одного из учеников над директором школы. И демонстративное прощание учеников с любимым учителем, когда тот зашел в класс. Действие происходило на глазах у нового учителя, доведенного до бешенства поведением мальчиков. Здесь мы видим и лояльность учеников к Китингу, и оппозицию по отношению к новому учителю.
- Реакция имитации проявляется в стремлении подражать определенному человеку или образу. Учитель Джон Китинг имел такой авторитет у мальчиков, что сам стал объектом подражания. Ребята называли его «капитаном». Да, та ситуация была спровоцирована учителем, но ребята с готовностью приняли ее
- Реакция гиперкомпенсации выражается в упорном стремлении добиться успеха в той сфере, где ты слаб. Это можно наблюдать у Тодда, который не мог при товарищах прочесть вслух стихотворение, настолько волнительно это для него было. В конце фильма Тодд, преодолев свои слабости, уже читает стихи собственного сочинения. Реакция гиперкомпенсации помогла Тодду в данном случае.
А что же друг Тодда Нил? Он начинает, как уверенный лидер класса. Данное поведение Нила, на мой взгляд, так же является следствием гиперкомпенсации. Нилу очень трудно принимать решения и отстаивать свою позицию. Он не может сказать прямо учителю, что отец запретил ему участвовать в спектакле. Нил не может заявить и отцу, что он хочет играть в театре, а не становиться врачом. В результате он врет и учителю, и отцу, окончательно запутавшись. Нил теряет свой голос и свою жизнь.
Отец Нила жесткий и давящий. Расписал жизнь сына по годам и месяцам, где он будет учиться и кем ему нужно стать. При том мнение Нила не учитывается, его никто и не спрашивает. Увлечение театром даже как хобби отец почему-то воспринимает как личное оскорбление. Мать мягкая и контактная, Нил к ней тянется, но она не заступается за сына. Мотивы женщины не ясны – может, она согласна с мужем; а может, и сама боится его.
Учитель Китинг, в отличии от родителей, видит в Ниле не только объект воздействия и воспитания, но личность. Но, как и мать, не поддерживает его и не защищает от гнева отца. Китинг не вышел на разговор с отцом и не попытался донести альтернативную точку зрения.
Итак, Нил после того, как блистательно сыграл в школьном спектакле, остается один на один с гневом своего отца. Нил не может вымолвить ни слова. Скорее всего, после такого эмоционального подъема, Нил чувствует себя обреченным навсегда быть под гнетом отца. Он обращается к матери: «Мама, я так хорошо играл!» Мама не реагирует… Это был истинный суицид с целью избавления от невыносимых страданий.
Можно ли было избежать самоубийства? По характерологическим особенностям Нила, которые еще и обострились в подростковом возрасте, ему нужна была поддержка и защита значимого взрослого. Не давящая протекция, но ощущение интереса и уважения к его личности, чувство безопасности и эмоциональной теплоты.
Могли ли родители пересмотреть свое поведение, если бы суицид не удался? Никто не знает…
#психология, #суицид