Класс, в котором училась Габриэла Комлева, первые годы вела Евгения Петровна Снеткова - мать Татьяны Вечесловой. Евгения Петровна была очень добра и терпелива к детям - понимала, насколько тяжело им даются физические нагрузки. Иногда даже нарочно задерживалась к началу занятия, чтобы урок немного сократился, и дети легче выдержали его.
...Младшие классы остались позади, и у воспитанников училища начался новый этап в обучения - средние классы. Сменилось несколько педагогов, но среди них была Варвара Павловна Мей - ученица Вагановой.
"Маленькая сухонькая женщина с подергивающейся головой была сгустком энергии, человеком явно одержимым", - вспоминает Комлева.
К тому времени в классе осталось девять человек, поэтому все были под пристальным вниманием педагога, все ошибки были как на ладони. Строгость нового педагога поражала воспитанниц, и они отчаянно боялись требовательности Варвары Павловны. Особенно чувствовался контраст с мягкой и добрейшей Снетковой.
Под раздачу попадали те, кто плохо соображал и жалел себя - на уроке Мей это было недопустимо.
Варвара Павловна доходчиво объясняла каждое движение и то, чего нам предстояло добиться. Бывало, что какая-то ученица "витала в облаках" во время объяснения, и в итоге не выполняла задание педагога. За такое вполне реально было оказаться за дверью:
-Иди-иди, придешь завтра, когда подумаешь, как надо делать, - безжалостно приговаривала Варвара Павловна.
В театре Мей из-за маленького роста не получала серьезные партии. Поэтому Ваганова благословила ее на педагогическую деятельность, вместе с этим, видимо, передав строгость и требовательность. Дальше были педагогические курсы, педагогическое отделение в Консерватории, затем - учебник классического танца совместно с Н.П.Базаровой.
Как и Ваганова, Мей видела в танце красоту вечную и притягательную. Поэтому она и была требовательна - испытала к классическому танцу почти священные чувства.
Отлучение от урока - крайняя мера наказания, и Мей охотно пользовалась ею. Но Габриэла Комлева ни разу за годы обучения не оказалась за дверью. Как позже признавалась Варвара Павловна, девочка с первых дней очень ей понравилась.
Как и Ваганова, Мей уделяла пристальное внимание рукам, добивалась, чтобы наши руки жили и дышали, сообщали танцу одухотворенность. По рукам танцовщицы обычно судят и о школе, и об одаренности.
Некоторые считают, что свободные "некультивированные формы" рук - признак таланта и темперамента.
"Я в корне с этим не согласна", - пишет Комлева.
Если овладеть формой классического танца в совершенстве, приходит и свобода, с которой можно выразить абсолютно все.
Любые пропуски из-за травм сказывались не столько на ногах, сколько на руках. Приходилось вновь следить за аккуратностью рук, как в средних классах.
Габриэла Комлева вспоминает, что ждала урока Варвары Павловны с нетерпением. С самого первого упражнения у станка начинался танец, а не гимнастика, стоило только услышать музыку, а к ней юная Габриэла была очень восприимчива.
Галина Мезенцева, Ирина Колпакова, Габриэла Комлева, Елена Евтеева, Па-де-катр (1982):
🎭 Габриэла Комлева. Первые годы в хореографическом училище
🎭 Как поступить в Академию Вагановой?