Всем привет! Новый секрет, о котором я вам расскажу будет о необычных троллейбусах. Или не совсем о троллейбусах? Но обо всём по порядку.
В 40-е годы прошлого века в мире возникла потребность в новом виде транспорта, который имел бы все преимущества троллейбуса, обладая мобильностью автобуса. Так и появился новый вид троллейбуса, который выпускали на линии, лишённые проводов контактной сети.
Гиробус представлял собой новый вид троллейбуса, который для движения использовал аккумулятор энергии, хотя и не совсем привычного нам вида. Аккумулятор энергии представлял из себя большой маховик массой около 1,5 тонн, вращавшийся с частотой вращения примерно 3000 оборотов в минуту, и установленный в специальном подвесе на уровне пола гиробуса.
На крыше гиробуса были установлены три штанги-токоприёмника, которые на остановках соединялись с электросетью и питали электромотор, раскручивавший маховик. Одна «заправка» занимала от 30 секунд до 3 минут и обеспечивала около 6 километров хода на скорости 50-60 км/ч.
Новое транспортное средство разработала швейцарская фирма «Эрликон» и выпустила его на линии в 50-х годах. Первая линия соединяла две швейцарские коммуны и не имела достаточного пассажиропотока для рентабельной эксплуатации. Это и привело её к закрытию в 1960 году. К большому сожалению, ни одна из машин не сохранилась.
Во второй половине 50-х годов гиробусный маршрут открыли в столице Бельгийского Конго Киншасе (тогда – Леопольдвиле). 12 машин проработали на линии до 1959 года, когда руководство приняло решение о прекращении движения из-за нерентабельности, связанной с большим расходом электроэнергии и постоянными поломками самих гиробусов.
Недолго проработала гиробусная система и в самой Бельгии, между Гентом и одним из его предместий. По схожим причинам она также была закрыта в 1959 году. Но в отличие от гиробусов в Киншасе, которые были просто оставлены ржаветь у гаражей, одна из машин была сохранена и сейчас гиробус G3 хранится во Фламандском музее трамваев и автобусов в Антверпене.
Ещё несколько попыток начать коммерческую эксплуатацию гиробусов не увенчались успехом, но некоторые компании продолжают исследования и, возможно, однажды, мы снова прокатимся на необычном троллейбусе без проводов – гиробусе.
Надеюсь, что этот секрет инженера вызвал у вас интерес к необычным транспортным средствам. Пишите в комментариях о каких секретах вы бы хотели узнать.