Эволюция каратэ окутана тайной, и его точное происхождение никогда не было установлено с какой-либо степенью уверенности. Однако, как известно по археологическим находкам и историческим документам, методы безоружной борьбы практиковались на протяжении тысячелетий.
Пожалуй, одно из самых значительных археологических открытий произошло в 1839 году, когда британский антиквар и дипломат сэр Остин Лейард открыл при раскопках Месопотамии (ныне Ирак) захороненную библиотеку, принадлежащую королю Ассурбанипалу Ассирийской империи (668 - 626 гг. до н.э.). В течение множества лет с этого места было извлечено значительное количество резных табличек, в том числе одна с изображением эпопеи Гильгамеша.
Гильгамеш был царем Урака в Вавилонии примерно в 2500 г. до н.э., а резные таблички описывают его как великого воина, знакомого с принципами безоружной борьбы.
Хотя есть разумные основания полагать, что Гильгамеш был довольно искусным боевым искусствоведом, не удалось установить степень его мастерства в этих искусствах или какую-либо связь между ним и боевыми искусствами в том виде, в котором мы их знаем сегодня.
Однако эпос Гильгамеша показывает раннее развитие систематической системы безоружной самообороны и добавляет тайны зарождения современного каратэ.
Для того, чтобы исследовать то, что на самом деле известно, с какой бы то ни было степенью уверенности, о каратэ в том виде, в котором мы его знаем сегодня, необходимо пройти около 3900 лет от Гильгамеша и Месопотамии до острова Окинава, который расположен в Восточно-Китайском море примерно в 500 милях к югу от Японии.
Окинава стратегически расположена и как таковая пережила череду вторжений и периодов угнетения.
В 1477 г., после периода политической нестабильности, король Окинавы Сё Син запретил любому жителю острова носить оружие.
В 1609 году на остров вторглись японцы, которые продолжали обеспечивать соблюдение этого запрета, запрещая ношение оружия всем, кроме самураев.
В результате этой политики разоружения жители острова тайно разработали системы невооруженного боя, которые стали известны как "Окинаванский Те". Слово "Те" означает руки.
В последующие годы "Окинаванский Те" развивался в трех различных стилях вокруг главных окинавских городов Нахи, Шури и Томари.
Эти стили стали известны просто как Наха-те, Шури-те и Томари-те.
Названия этих трех стилей с годами изменились. Наха-те развились в Годжо-рю (твердую и мягкую школу), которая известна и по сей день, в то время как Шури-те и Томари-те объединились в конце девятнадцатого века под одним именем Шорин-рю (гибкая сосновая школа). Именно из Шорин-рю получило развитие Шотокан-каратэ, один из наиболее распространенных стилей в настоящее время.
Другой стиль, названный Шито-рю, также получил развитие, как это широко практикуется на Окинаве. Шито-рю - это сочетание трех древних искусств Наха-те, Шури-те и Томари-те.
В конце 19 века Мастера каратэ договорились о том, что название "Каратэ" должно включать в себя все стили. В переводе каратэ означает просто "пустая рука".
Каратэ было введено в Японии в 1915 году человеком по имени Гичин Фунакоси (1868-1956), когда он демонстрировал это искусство в штаб-квартире дзюдо в Токио. Эта демонстрация вызвала большой интерес, и Фунакоси остался в Японии, чтобы преподавать свое искусство. Впоследствии многие другие мастера Окинавы пошли по стопам Фунакоси и за очень короткое время каратэ практиковалось во всех уголках Японии.
В 1936 году Фунакоси основал школу каратэ в Токио. В то время псевдонимом Фунакоси было "Шото", что в переводе означает "размахивание соснами". Фунакоси никогда не давал названия своему стилю каратэ, поэтому над дверью додзё его ученики повесили табличку, на которой просто было написано ШОТО КАН..., а Кан имел в виду "зал" или "здание", на табличке людям было сказано, что именно здесь Шото обучает его каратэ. С тех пор Шотокан стал вездесущим именем в его стиле каратэ.
Гичин Фунакоши посвятил каратэ всю свою жизнь. Он начал своё обучение на Окинаве под руководством двух великих и известных Мастеров, Азато и Итоцу, о которых он описывает великие подвиги в своей автобиографии "Каратэ-до, Мой Путь Жизни".
Существуют весомые доказательства того, что окинавские боевые искусства испытали влияние ранних боевых искусств Китая. Известно, что торговые пути между Окинавой и Китаем существовали в то время, когда Окинава Те переживала период своего развития, и что между двумя странами существовали дипломатические отношения, с обменом послами.
Дальнейшие доказательства китайского влияния можно найти в Ката-каратэ; двумя примерами являются ката Канку Дай и Чинте. Канку Дай был первоначально назван в честь его создателя, Кушаньку, который был китайским военным атташе на Окинаве, в то время как ката Чинте в переводе означает китайские руки и, как полагают, имеет глубокие китайские корни.
История становления каратэ очень длинная и запутанная, поэтому если вам зашел данный формат, то возможно мы продолжим это изучение.