Каждый любитель ролевых игр периодически мониторит новенькие RPG в поисках свежих игр для себя. Вот и я искал, во что бы такое ролевое поиграть, и наткнулся на Stoneshard в Steam.
Мой обзор, основанный на этой статье, если вам интересно:
Если же нет, идём дальше по тексту.
Приятная пиксельная графика и интригующее описание игры заинтересовали меня, и я решил попробовать. Играл я в версию 0.5.8.0. Стоит учесть, что игра находится в раннем доступе и, по заверениям разработчиков, пробудет там ещё полтора-два года.
Что говорят разработчики о своей игре? Вот описание игры из Steam:
Stoneshard – это сложная пошаговая RPG в открытом мире. Вас ждёт суровая жизнь средневекового наёмника: путешествуйте по разорённому войной королевству, выполняйте контракты, сражайтесь, залечивайте раны и развивайте персонажа безо всяких ограничений.
Как особенности игры указаны открытый мир, экономика, развитие персонажа, разнообразие врагов и тактические бои. Итак, что мы имеем на данный момент в раннем доступе.
Сюжет пока не завезли
Сразу отмечу, что ролевой игрой Stoneshard я бы не назвал. Я не знаю, что планируют разработчики на релизе, но на данный момент в игре нет создания персонажа – есть лишь выбор из готовых. При этом играем мы за наёмников – персонажей без какого-то прописанного глубокого характера.
Наёмники в культовой Jagged Alliance мне были намного ближе, чем тот персонаж, за которого я играю в Stoneshard, ибо он просто не имеет какого-то характера. Возможно, ближе к релизу игра вырастет в рамках сценария и персонажей, поэтому судить об этой части игры сейчас рано. Но предупредить считаю нужным.
Что по боёвке?
В 2011 году вышел просто невероятный инди-рогалик под названием Dungeons of Dredmor. Игра была свежим глотком в жанре Roguelike. Динамичная, весёлая, с пошаговой боёвкой и тонной всяких разных вариантов прокачки персонажа – меня Dungeons of Dredmor затянула на десятки часов.
Stoneshard, очевидно, вдохновлялись Dungeons of Dredmor, когда создавали игру. Суть боевой системы в том, что, когда ваш персонаж делает движение (удар, использование предмета, применения заклинания), после вас ходит враг. Вы ходите по очереди, пока кто-то не победит либо не сбежит с поля боя. То есть, когда персонаж стоит на месте, вокруг ничего не происходит. Как только персонаж сделает шаг – такой же шаг сделает каждое существо в поле видимости.
Скелет боевой системы – это именно Dungeons of Dredmor. Да, "органы" и "кожа" авторские, но скелет явно виднеется. И это хорошая идея – попробовать сделать нечто большее, чем “рогалик”, используя подобную механику. К сожалению, в раннем доступе игра бедновато смотрится в плане разнообразия геймплея (относительно того же Dredmor’а различных навыков мало), но задумка хороша. Вот только в такой боёвке сражение с двумя-тремя врагами зачастую смертельно. Поэтому умирать приходится много…
А чего так сложно?
И умирать здесь крайне неприятно. Объясню почему. Так как игра – симулятор наёмника в жестоком мире, суть игры соответствующая. Берём задание – идём выполнять. Получаем награду, улучшаем экипировку, продаём найденное, чиним старое, покупаем всё для нового задания. Примерно как в Darkest Dungeon, только играем одним персонажем и в открытом мире. На манер той же Darkest Dungeon в Stoneshard есть множество факторов, влияющих на персонажа как физически, так и морально. Поэтому важно следить за голодом, жаждой и моральным духом персонажа. Итак, взяв первое задание, идём в лес, ведущий к нужному бандитскому логову. Видим пару волков иии… погибаем. Заново покупаем мази, еду, прокачиваем первые навыки, выходим из города, видим медведя… Погибаем с первого удара косолапого. Удаляем игру, делаем рефанд в Steam, пишем негативный отзыв. Но необязательно.
Игра сложная. На данный момент – слишком. Массовому игроку тут делать нечего. На релизе разработчики планируют чекпоинты и уровни сложности, но сейчас чекпоинт только после сна в таверне. Все действия, которые ваш персонаж делал после пробуждения, надо делать заново. Поэтому лучше продавать, чинить и делать всё остальное до этого момента. Продажа и починка занимает много времени, так как кузнец чинит только метал и охотно покупает лишь сталь. Кожевник чинит кожаную одежду и охотно покупает шкуры. Местный столяр дороже всех покупает дубины и палицы, да и стрелы для лука можно купить лишь у него. Как вы поняли – придётся побегать.
Прямо как "Грань будущего"!
Итак, вы сделали всё, подготовились морально и физически и идёте к лагерю бандитов. Доходите, спускаетесь в подземелье, зачищаете первый этаж иии… вам уже некуда складывать вещи.
Инвентарь довольно мал. При этом некоторые вещи вы просто обязаны носить. Кошель с монетами занимает место, бурдюк с водой занимает место, провизия занимает место, лечебные мази занимают место, а в идеале надо носить с собой шину и обезболивающие зелья. Всё это занимает место, поэтому подбирать всё подряд не получится.
Вы выполняете задание, отрубаете руку главаря бандитов как доказательство выполненного задания (она тоже займёт место в инвентаре) и выходите. Всё это время у вас нет возможности сохраниться. На выходе из подземелья встречаете трёх волков и… погибаете. Удаляете игру, просите возврат средств и пишете негативный отзыв. Или начинаете свой поход заново.
Рано сдался?
Я выполнил лишь два контракта, важных для сюжета, и три побочных миссии. И я не стал продолжать дальше. Ради чего начинать каждую смерть заново, учитывая рандомность происходящего – я не понял. Пожалуй, просто игра не для меня, и статьёй я хотел бы предупредить тех, кто ожидает от игры чего-то иного, чем она является на самом деле. Она не плохая – просто своеобразная. Например, побеждая очередного босса после нескольких смертей в Dark Souls, я чувствовал, зачем иду дальше, и воодушевлялся на новую битву. Погибать посреди леса от медведя в Stoneshard после выполненного контракта, который осталось лишь сдать в городе – это не то же самое, что умереть в Dark Souls. А когда всё же сдаёшь этот контракт, нет чувства победы. Есть чувство, что ты чудом дошёл, прополз полудохлый до деревни, голодный и в грязи и крови – далеко не победитель. И это круто – просто не для меня. Это следующий уровень мазохизма, на который я пока не пойду.
Следить за игрой я продолжу. Думаю, на релизе она будет дружелюбнее к таким игрокам, как я. Но пока что воздержусь. Разработчикам из Ink Stains Games (к слову, русские ребята из Санкт-Петербурга) я желаю лишь удачи.
У меня на сегодня всё. Рад буду почитать о ваших впечатлениях о Stoneshard в комментариях! Не забудьте поставить лайк статье и подписаться на мой канал в Дзене, чтобы видеть больше хороших статей об играх!