Сразу же после подписания контракта и спецификации на заводе "Братья Лейрд" в Беркенхеде началось строительство миноносца "Сом", получившего заводской номер 637. Его спуск на воду состоялся 15 июля 1899 года в присутствии наблюдающего за постройкой миноносцев в Англии и Франции капитана 2 ранга И.Н. Лебедева.
За сентябрь на "Сом" погрузили паровые котлы, закрепив их на фундаментах, смонтировали главные паровые машины, после чего собрали верхнюю палубу над машинным отделением. К началу октября завершили работы по устройству внутренних помещений, провели переговорные трубы и смонтировали электропроводку.
В октябре работы заметно продвинулись и по рапорту командира миноносца могли быть уже "закончены в непродолжительный срок". Задерживался, правда, монтаж торпедных аппаратов, круговые рельсы (основания) для которых были уже высланы из России и ожидались на заводе 4 - 6 ноября. Тогда же стала прибывать и команда миноносца.
Однако в ноябре возникли некоторые проблемы. Два комплекта составных частей главного паропровода, заказанных на одном из заводов в Глазго, "последовательно один за другим оказались неудовлетворительными" и были забракованы. Третий комплект пришлось перезаказывать на другом заводе. Когда же встал вопрос об испытании прочности палубных подкреплений под орудия 10 выстрелами, как это оговаривалось в спецификации, оказалось что из-за границы "доставление в Англию орудий и боевых припасов не допускается" - фактор, который при составлении контракта не строители, ни заказчик не учли.
Все попытки капитана 2 ранга И.П. Успенского разобраться с этим вопросом на месте потерпели фиаско ("так как никто не мог сказать что-нибудь определенное, а таких общих законов Британской империи не имеется"), и ГУКиС вынуждено было обратиться в Главный морской штаб с просьбой выяснить "каким путем и когда именно представится возможность доставить на миноносец хотя бы одно 47-мм орудие и сто патронов к нему для производства испытаний".
Главный морской штаб, в свою очередь, запросил Министерство иностранных дел, глава которого граф В.Н. Ламздорф поручил русскому послу в Лондоне войти "с кем следует соглашение по вопросу о получении от Великобританского правительства на ввоз в Англию одного 47-мм орудия и ста патронов для испытания прочности палубы миноносца "Сом"".
К чести МИДа эта миссия завершилась успехом, и британские власти даже командировали своего чиновника для приемки столь неординарного груза, но провести испытания так и не удалось - по пути в Англию патроны были задержаны на таможне в Гамбурге. Вновь начавшаяся дипломатическая переписка, на этот раз уже с Германией, так и не дала положительных результатов. В итоге от предусмотренных контрактом и спецификацией испытаний артиллерии пришлось отказаться (их решили провести по приходе миноносца в Кронштадт), избавив, таким образом, завод от всякой ответственности за их результаты. Командиру же миноносца Л.Э. Добровольскому лишь предписывалось обратить "особое внимание" на устройство палубных подкреплений.
Между тем постройка миноносца подошла к концу, и после проведения швартовных и различных заводских испытаний 24 декабря миноносец "Сом" был предъявлен приемной комиссии под председательством капитана 2 ранга И.П. Успенского.
Комиссия определила величину водоизмещения, количество принимаемого при испытаниях балласта, произвела расчеты остойчивости, но из-за работ, связанных с перестройкой ходового мостика, выход корабля в море пришлось отложить до начала февраля следующего 1900 года.
Наконец после уничтожения девиации компасов 7 февраля "Сом" под управлением заводских специалистов и под проводкой местных лоцманов первели на реку Клайд и приступили к испытаниям, продолжавшимся до 21 февраля, после чего корабль вернулся в Беркенхед, где были осмотрены и перебраны машины. В марте приемосдаточные испытания завершились. По их результатам выяснилось, что действительный расход угля не соответствует расчетному, вследствие чего миноносец так и не смог достичь указанной в спецификации дальности плавания (3500 миль). Как отмечалось в акте приемочной комиссии, "запас угля дает миноносцу при 15 узлах хода район действия в 1578 миль". В то же время отмечалось, что корпус миноносца построен согласно спецификации, машины и котлы работают "правильно", морские качества "вполне удовлетворительны", полное водоизмещение 412 т при вместимости угольных ям около 90 т.
Не смотря на эти в целом неплохие результаты приемка миноносца едва не закончилась, по выражению начальника отдела сооружений ГУКиС генерал-майора Д.Ф. Мертваго, "в высшей степени звонким скандалом". Камнем преткновения стало разногласие между заводом и приемочной комиссией при определении скорости миноносца. Дело в том, что согласно контракту испытания корабля на полный ход должны были проводиться "по правилам английского Адмиралтейства" (как выяснилось позднее - на прямом курсе по секущим створам). Замеренная таким образом скорость после шести последовательных пробегов составила 27,07 уз, что дало право заводу с полным основанием заявить что "контрактный ход дан ими даже с излишком". Однако приемочная комиссия, не знакомая с этими правилами, рассчитала наибольшую скорость, как это было принято в русском флоте, исходя из частоты вращения гребного винта и времени нахождения миноносца на мерной миле, без учета снижения скорости при повороте на очередной галс. Измеренная таким образом скорость (26,67 уз) оказалась на 0,33 уз ниже контрактной, и приемочная комиссия наложила на завод штраф (2640 ф. ст.). Лэйрд платить отказался, ссылаясь на соответствующий пункт контракта и спецификации.
В ходе затянувшегося разбирательства русская сторона вынуждена была признать, что для лиц "не принадлежавших к британскому Адмиралтейству" условия испытания скорости, изложенные в спецификации, при первом их прочтении "кажутся малоопределенными". Потому на выражение "как принято британским Адмиралтейством наша приемочная комиссия не обратила должного внимания". В свое оправдание Успенский сообщил, что он так и не смог в свое время достать ни одного официального документа, где бы разъяснялись правила испытаний.
Подводя итоги, начальник отдела сооружений генерал-майор Д.Ф. Мертваго в докладной записке от 17 апреля 1900 года на имя начальника ГУКиС писал, что "приемная комиссия в своем акте свидетельствует о чрезвычайной добросовестности фирмы Лэйрдов по исполнению постройки и снабжения миноносца "Сом". Наши наблюдающие за постройкой офицеры, можно сказать, превзошли самих себя в охранении русских государственных интересов и в склонении фирмы к самому широкому исполнению ее обязанностей". Далее он отмечал, что фирма Лэйрдов доведена уже до пределов уступчивости и ее директора находятся "почти накануне решения"возвратить русскому Морскому министерству все полученные платежи за миноносец "Сом" и продать его английскому морскому ведомству. "Если же это случится, - писал ранее начальник отдела сооружений, - а в контракте с фирмою Лэйрдов нет ни единого слова, которое могло бы воспрепятствовать сбыточности такого намеренья директоров фирмы, то произойдет... в высшей степени звонкий скандал" и предлагал действовать "с величайшей предусмотрительностью и справедливостью и, может быть. даже с некоторым послаблением".
Наложив на заводчиков штраф, писал далее Д.Ф Мертваго, комиссия не учла то выражение спецификации, что "скорость будет удостоверена шестью последовательными пробегами на пробной миле, как принято английским Адмиралтейством". И именно слово "последовательно", по мнению начальника отдела сооружений, указывает, "что действительно, только следующие один за другим пробеги должны считаться. А потому приходится согласиться с фирмою Лэйрдов, что согласно условий договора, комиссия неправильно начислила штраф".
14 апреля 1900 года результаты разбирательства легли на стол управляющему Морским министерством адмиралу П.П. Тыртову, и уже через шесть дней после этого русский морской агент в Англии, он же председатель приемочной комиссии капитан 2 ранга Успенский, получил его приказание принять миноносец "Сом" в казну, скорость миноносца на приемных испытаниях считать установленной в акте приемочной комиссии, также как и район плавания ("ввиду очевидной невозможности тратить угля в один английский фунт на индикаторную силу, что случилось бы, если бы обещание спецификации было бы выполнено"). Лейтенанту Л.Э Добровольскому разрешалось проверить скорость на трехчасовом пробеге прямым курсом (81 миля), "если желает Лэйрд". Но Лэйрд этого не желал, ссылаясь на статью контракта, в которой говорилось, что все недоразумения решаются "окончательно и безапелляционно" управляющим Морским министерством. После установки и окраски миноносца комиссия 18 июля приняла "Сом" в казну.
© Н.Н. Афонин
Статья из альманаха "Мидель-шпангоут" №27 Порт-Артурские миноносцы "Боевой" и "Лейтенант Бураков".